ОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Описание психологической многомерности человека, раз­личных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становле­ния его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундамен­тальное основание онтологии человека: ребенок рождается и жи­вет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми(первоначально — с матерью, затем — с близ­кими, впоследствии — сдальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими — он всегда существует и развива­ется в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это прави­ло—в своем крайнем выражении они просто гибельны для че­ловека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и дея­тельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существова­ния человека. С.Л.Рубинштейн писал: «Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика чело­веческого существования в мире» [1].

Но человек живет также и общест­венной жизнью, значит, человеческая деятельность — это совместная деятель­ность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с дру­гом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их об­щим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), дея­тельность, сознание составляют онтологические основания чело­веческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет спе­цифическое содержание. Деятельность с самого начала предпо­лагает сознание в качестве своего необходимого момента (напри­мер, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык — изначально социаль­ное явление). Таким образом, все три стороны целостной чело­веческой реальности (субъективности) или способа бытия чело­века (общность, деятельность, сознание) являются здесь одно­временно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен: здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 486;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.