Что такое индивидуальность?
В большинстве словарей и учебников по психологии индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет без четкого ответа ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Можно ли отнести к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если одна и та же черта личности является предметом сходства для одних людей и различием для других?
Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. Он был сделан отечественными психологами. B.C. Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации — от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня. Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма. Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности). Высший уровень индивидуальности занимают социально-психологические свойства, составляющими которых являются социальные роли данного человека в малых (семья, коллектив) и больших (класс, народ) группах.
Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.
Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека имеют два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они все равно будут непохожи по поведению, поскольку связи между свойствами будут разные. Надо сказать, что не все психологи согласны с таким миропониманием индивидуальности. А.Г. Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — утверждает А.Г. Асмолов. Этим он подчеркивал, что индивидуальность отвечает за решение бытовых вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутренние (внутриличностные), так и внешние (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяются ее стойкость и масштаб.
В 90-е гг. понятие «индивидуальность» вышло за Пределы личности. B.C. Мерлин ввел понятие «метаиндивидуальность», под которым он понимал «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации». Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека в глазах окружающих его людей. Л.Я. Дорфман, развивая в своей книге «Метаиндивидуальный мир» идеи B.C. Мерлина, вводит новые понятия «трансиндивидуальность» и «экоиндивидуаль-ность». Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с реализацией индивидуальности в окружающем мире: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но ведут к ее изменению, что находит свое отражение во взаимодействии со средой.
Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность», какое из них является более широким? Графически их можно изобразить как два круга. Наложим их друг на друга таким образом, чтобы они не совпадали полностью, но имели какую-то общую площадь. Данная площадь — это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. «Остаток» индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и не совпадающими по содержанию.
ЛИТЕРАТУРА
1.Асмолов АГ. Психология личности. М., 1990. С. 307 — 364. г .Дорфман ЛЯ. Метаиндивидуальный мир. М., 1993. С, 79—120; 198—209; 252-256.
3. Индивидуальность в современном мире. В 3 ч.: Смоленск, 1995.
4. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни: В 2 т.: Смоленск, 1996.
5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1 986. С. 22-51; 110— 139.
3. Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии?
Если проанализировать историю изучения личности, то можно обнаружить, что почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности. В Философском энциклопедическом словаре «структура»1 [1]определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Таким образом, чтобы провести структурный анализ какого-то сложного объекта, надо: 1) выделить элементы, из которых он состоит; 2) изучить характер связи между этими элементами; 3) выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении среды. При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами: элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным.
Существуют два основных способа построения структуры юности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры, или фактуры служат элементами структуры личности (например, (5 факторов в структуре личности, предложенной Р. Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.
В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах B.C. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, которые являются ее элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы — группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы.
Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами личности, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерминирован и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
По мнению К.К. Платонова, все известные свойства личности могут быть отнесены к этим четырем подструктурам. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является «не самостоятельной подструктурой, а наложенным на них (подструктуры. — Лет.) общим качеством личности». Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что «любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность... если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо».
Надо отметить, что пик исследований и дискуссий, посвященных структуре личности, приходится на 70-е гг., когда структурный и системный анализ был популярен и в других науках.
ЛИТЕРАТУРА
1.Мерлин В,С. Структура личности: характер, способности, самосознание, Пермь, 1990. С. 51 —78.
2.Платонов КК. Структура и развитие личности, М., 1985. С. 118—145.
3.Роговин М.С. Развитие струкгурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. С. 187—224.
4.Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?
Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания».
Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.
Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности.
В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Например, на основе любознательности ребенка можно формировать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруистическую потребность.
Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей. Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идеологии большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.
В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.
Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.
3.Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.
4.Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.
5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.
Дата добавления: 2016-04-23; просмотров: 1730;