Что такое быть личностью?
Представление о личности и ее компонентах в психологии
Что такое быть личностью? Что такое индивидуальность? Какие представления о структуре личности существуют в отечественной психологии? Что такое социогенные потребности и как они формируются? Что такое способности и одаренность личности? Как развивается самосознание и формируется личностная и социальная идентичность человека?
Что такое быть личностью?
Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений. Есть ли в них что-то общее; с чем согласились бы большинство психологов?
Рассмотрим несколько определений личности, данных ведущими специалистами в этой области, Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств», К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; и метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И Анцыферова определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Существует множество книг, посвященных теории личности, например, в книге И.Б. Котовой «Психология личности в России» анализируются высказывания отечественных философов и психологов по этому вопросу.
Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентации, выработанных человечеством. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.
А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом не только психологических дискуссий, но и волновали философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, тем не менее большинство ученых склонно признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя иногда — с определенными оговорками. Ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки были обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъект деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.
Л.И. Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.
Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к теории И.М. Палея и B.C. Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона личности описывает внутреннее строение личности через такие характеристики, как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется его воле и системе ценностных ориентации. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.
Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа принесла ей удовлетворение. Это отличает ее от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за установленные рамки. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потерей многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России достаточно, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60—80-х гг.
Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. И.М. Палей и B.C. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную способность личности — возможность содействовать росту и развитию личности других людей. Личность, по словам С.Л. Рубинштейна, «определенностью своего отношения» к жизни «заставляет и других самоопределяться». Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над окружающими (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния в конечном счете определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, Некоторые личности воздействуют на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности всемирного масштаба, влияющие на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и являются для нас примером наивысшего развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев БГ. О проблемах современного человекознания. М, 1971. С. 229— 252. 2.Анцыферова ЛИ. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3— 19.
3.АсмоловАГ. Психология личности. М,, 1990. С. 8—25; 152—170.
4.Котова ИБ. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. С. 45-103; 147-268.
5.Палей ИМ., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л., 1979. С. 90—106.
6.ПетровскийАВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 213—252.
Дата добавления: 2016-04-23; просмотров: 1108;