Лишение чести и прав
Лишение чести было направлено против нравственного достоинства человека и стремилось унизить последнего как в его собственных глазах, так и глазах окружающих. Лишение чести в виде позорящих наказаний широко применялось в средние века. Лишение чести или позорящие наказания состояли в прямом или символическом унижении наказываемого посредством разных обрядов или иных действий, которые должны были уронить уважение к нему общества.
Прямое унижение достигалось следующими действиями: проклятие, нанесение удара по лицу палачом за нанесение кому-либо пощёчины. За оскорбление словом устанавливалось испрошение прощения у обиженного, которое состояло в том, что на виновного судом налагалась обязанность публично признать свою вину и просить прощения у обиженного. Испрошение прощения иногда сопровождалось различными унизительными обрядами: стоянием на коленях, целованием руки обиженного.
Символическое унижение достигалось путем исполнения над виновным унизительных обрядов, имеющих целью сделать его посмешищем в глазах других лиц, и вместе с тем причинить ему нравственное страдание сознанием позора и унижения. В качестве таких унизительных обрядов применялись: выставление у позорного столба, надевание ошейника, изгнание из города мётлами, надевание вещей, добытых преступным путем. Например, совершившему кражу привязывали украденную вещь и заставляли его ходить по улице, сопровождая его шумом кастрюль. Широко применялось позорное шествие к месту казни. Например, еретикόв доставляли на место казни сидящими на осле, лицом к хвосту, одетых в шутовскую одежду. Средневековые французские сеньоры присуждали виновных в прелюбодеянии пробежать голыми определённое пространство, на протяжении владений сеньории, или от одних городских ворот до других.
Выставление у позорного столба заключалось в том, что заключённого фиксировали у столба за шею и руки и держали в таком положении длительное время. Приговорённый к выставлению у позорного столба оказывался беспомощным и беззащитным перед всяким, кто пожелал бы над ним поиздеваться. Толпа бросала осуждённым в лицо тухлые яйца, грязь, всякие нечистоты. Камни и другие вещи, которые могли бы ранить, запрещено было бросать. Несмотря на этот запрет, толпа могла нанести увечья приговорённым и даже убить их, с азартом бросая камни и другие предметы в голову осуждённым.
Позорящие наказания могли употребляться самостоятельно, или как дополнение к другим тяжким наказаниям, например, к смертной казни. При этом для вящего позора осужденных вешали вместе с двумя собаками или волками. Например, в Пруссии согласно эдикту короля 1739 г. в целях борьбы с судебной волокитой устанавливалась норма, «если кто осмелится подать его королевскому величеству докладную записку по поводу уже решённого дела, то такое лицо подвергается смертной казни через повешение без всякой пощады и рядом с ним должна быть повешена собака».
Лишение прав направлялось против правового положения лица и выражалось в бесправии или гражданской смерти осуждённого, который лишался правоспособности. Лишение прав означало полное бесправие человека в обществе и устраняло защиту его со стороны государственной власти. Человек в юридическом смысле превращался в бесправное животное, в волка, исключался из среды мира, охраняемого правом. С ним было запрещено иметь всякое общение, принимать его в дом, давать ему пищу. Он лишался всего своего имущества и мог быть безнаказанно убит.
Постепенно прежнее бесправие смягчается, переходит в институт гражданской смерти, при котором преступнику оставалось право на жизнь и некоторые другие права: право приобретать имущество на пропитание, право вступать в новый брак. Осужденный к гражданской смерти лишался имущественных и семейных прав. Брак осуждённого прекращался, так как бы вследствие естественной смерти, он утрачивал всё свое имущество, имущество его переходило к наследникам, он лишался права на получение какого-нибудь имущества путем завещания, приобретённое впоследствии им имущество переходило, после физической смерти осуждённого, к государству, как выморочное имущество. Новый брак осужденного не имел никаких гражданских последствий и считался простым сожительством. Гражданская смерть сопровождала осуждение на смертную казнь и пожизненное лишение свободы в форме изгнания, ссылки, каторжных работ.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 703;