Социологическое направление

В конце XIX - начале XX в. в уголовном праве Западной Европы оформилось социологическое направление, представителями которого являлись бельгийский профессор Адольф Принс (род. 1845), немецкий профессор Франц фон Лист (1851-1919), отчасти Э. Ферри, хотя его относили к антропологическому направлению. Согласно социологическому направлению преступность есть продукт преимущественно не биологических, а социальных факторов. Ф. Лист отмечал: «Преступление так же вечно, как смерть и болезнь, наказание никогда не исчезнет, меры предупреждения никогда не победят преступности, точно так же как величайшее развитие гигиены никогда не победит смерти и болезни».

Число преступлений и число осуждённых растёт ежегодно, обгоняя рост населения. Этот вывод сделан был социологической школой в XIX в., а XX век подтвердил его. Рядом с ростом преступности в количественном отношении намечается качественное изменение преступных деяний. Убийства, телесные повреждения, вообще насильственные преступления, уступают место имущественным преступлениям, среди которых опять-таки грабежи и разбои сменяются мошенничествами, подлогами.

Рассматривая причины, порождающие преступность, социологическая школа различала три основных фактора преступности: биологические, космические и социальные. Под именем биологических факторов понимались причины, кроющиеся в индивидуальной природе человека, обусловленные его наследственностью, возрастом, полом, образованием. Космические факторы заключаются в том влиянии, какое оказывает внешняя природа на предрасположенность человека к преступлению. Например, замечено, что весной возрастает число преступлений половых и против личности, осенью и зимой увеличиваются имущественные преступления. Социальные факторы - это причины, создаваемые общественными условиями. Например, бедность толкает к кражам, роскошь побуждает к подлогам.

Особенно росту преступности способствовал массовый исход крестьян из деревень в города, где нищенское существование устраняет страх перед тюрьмой и толкает обездоленных на преступления. У этих людей происходит разрыв со средой, уничтожение или ослабление сдерживающих представлений относительно жизненных соблазнов и испытаний. Эти сдерживающие представления только тогда сохраняют свою силу, когда мы живём в тесном, связанном одинаковыми взглядами и общностью интересов кругу. А. Принс приводит здесь слова А. Смита: «Пока человек, принадлежащий к низшему общественному слою, живёт в деревне, за ним можно наблюдать, и сам он должен следить за собой. Ему необходимо охранять свою репутацию. С переселением же в большой город, он попадает в полную безвестность, перестает следить за собой и предаётся пороку и разврату».

К причинам преступности А. Принс относил также огромные аппетиты, пробудившиеся в современном обществе: чувственность, жадность, склонность к спекуляциям, контраст между роскошью и богатством. Вечным генератором преступности, по словам А. Принса, является то, что «мир обладает огромными аппетитами, которых он не в состоянии удовлетворить». Ученый высказал идею самоограничения и умеренности, которую проповедовала христианская церковь.

Э. Гарофало видел главную причину роста преступности в упадке нравственных устоев общества, находящийся в связи, по мнению итальянца Э. Ферри, с подрывом устоев религии. По мнению Гарофало, бедность и нужда не причины преступления, потому что бедняк привыкает к своему положению. На преступный путь бедняка толкает недостаток чувства честности, лень, зависть к состоятельным. Гарофало отмечал, что не бедность и невежество рождают преступления, а несоответствие потребностей со средствами к их удовлетворению при упадке нравственности в обществе. В среде зажиточных классов процент преступников так же велик, как и среди бедняков. Преступления не исчезнут даже в том строе, где совершенно не будет бедных. Преступность растёт не вследствие экономических условий, а по причине упадка нравственных устоев в обществе при слабости уголовной репрессии.

Причины неуклонного роста преступности во второй половине XX в. стали находить в подрыве традиционных моральных устоев (религии, морали, семьи), идеи соблюдения законов; в желании обладать «удовольствиями», рекламируемыми телевидением, обычно не соизмеримыми с индивидуальными возможностями. Средства массовой информации формируют завышенные материальные потребности, которые общество объективно не может удовлетворить.

Во второй половине XX века в западных странах был обеспечен достаточно высокий жизненный уровень большинства населения, наблюдалась тенденция к росту доли людей, занятых нефизическим, умственным трудом. При этом считалось, что западные люди должны заниматься умственным трудом (работать головой в офисе), а физическим трудом (руками) должны работать иностранцы. Превращение большинства членов западного общества в обеспеченных людей привело к возникновению общества массового потребления, или консьюмеризма (от англ. consume - потреблять). В западном обществе возникло огромное число людей, имеющих свободное от работы время, досуг и желание использовать его для нерабочих занятий. Испанский философ Ортега-и-Гассет давно указал на особенность масс: «избалованные массы настолько наивны, что считают всю нашу материальную и социальную организацию, предоставленную в их пользование наподобие воздуха, такой же естественной, как воздух, ведь она всегда на месте и почти так же совершенна».

Рост современного досуга ознаменовался небывалым ростом притязаний, породил разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Средства массовой информации пропагандируют достижения в сфере жизненных благ, формируют соблазны, но в реальности жизненные блага распределяются неравномерно, их не хватает на всех. «В результате многие миллионы людей чувствуют себя обделёнными и заражаются завистью к тем, кому доступны современные распропагандированные блага и кому они доступны в большей мере, чем им. Они заражаются жаждой иметь сразу и иметь как можно больше. Эта жажда лишь в ничтожной мере остается движущим мотивом производительной деятельности общества. Она в основном становится идейно - психологическим состоянием людей, влияющих на их поведение совсем в других направлениях, в том числе - в направлении карьеризма, преступлений, приспособленчества».3

Эта неудовлетворенность может привести к социальному взрыву, разрушению конституционного государства, к росту преступности. Главной причиной небывалого роста преступности в западных странах является именно несоответствие завышенных материальных потребностей со средствами к их удовлетворению при упадке нравственности в обществе и относительной слабости власти. Упадок нравственных устоев общества в свою очередь вызывается подрывом устоев религии. У честного человека соблазн совершить преступление разбивается о твердые нравственные принципы, привитые религиозно-нравственным воспитанием. А для тех, кто не имеет такой прочной нравственной защиты от криминальных соблазнов, не исключено преступление.

Всех преступников Лист подразделял на две группы: случайных и постоянных. Случайный преступник в состоянии аффекта или под влиянием стеснённого материального положения совершает преступление, чуждое его обычным наклонностям. Он вскоре раскаивается и в большинстве случаев сознается, обещая никогда не совершать преступления, что чаще всего и выполняет, ибо те же самые внешние условия редко снова встречаются. Применительно к случайным преступникам главной целью наказания должно быть устрашение и исправление. К ним вместо вредного краткосрочного тюремного заключения допускалось применение условного осуждения, принудительных работ без лишения свободы, рекомендовалось чаще применять штраф, досрочное освобождение. «Краткосрочное лишение свободы, - отмечал Ф. Лист, - не исправляет, не устрашает и не обезвреживает, часто, напротив, толкает новичка на путь преступления». По его мнению, минимальный срок лишения свободы не должен быть ниже одного года.

У постоянных преступников глубоко укоренились преступные наклонности. Они в свою очередь делились на исправимых (особенно малолетние), неисправимых и прирождённых. К постоянным преступникам (неисправимым, прирождённым) главной целью наказания должна быть изоляция от общества и лишение возможности причинять вред обществу, обезвреживание социально опасных элементов. К ним должны применяться суровые меры: длительное лишение свободы, смертная казнь, ссылка, ибо они обнаружили своё «опасное состояние». Так как судьи не всегда могут точно установить степень опасности подсудимого, предлагалось ввести «неопределённые приговоры», то есть такие, в которых обозначался бы лишь минимум или максимум наказания. При этой системе фактически определение срока освобождения осуждённого передавалось бы в руки тюремной администрации.

Лист писал: «Обезвреживание этих неисправимых я представляю себе в следующем виде. Закон должен гласить: за третье осуждение в одном из следующих преступлений следует заключение на неопределённое время. Наказание должно быть отбываемо вместе с другими в особых учреждениях (смирительных и рабочих домах). Оно заключается в «уголовном рабстве» при строжайшем принуждении к труду и возможнейшем извлечении пользы из рабочей силы; в качестве дисциплинарного наказания вряд ли можно было бы обойтись без розги; резким и безусловным признаком наказания должна была быть обязательная и продолжительная потеря гражданских прав. Одиночное заключение с темным карцером и строжайшим постом может быть применимо лишь как дисциплинарное наказание».

В виду преобладающего влияния социальных факторов для достижения реальных сдвигов в уменьшении преступности необходимо улучшать социальную среду, проводить социальные реформы. Важна не столько кара, сколько, меры, которые могли бы удержать человека от преступления. Закон о жилищах рабочих гораздо более может уменьшить размеры преступности, чем чисто карательные меры. Преобразование современного социального строя может значительно уменьшить склонность к преступлениям. Однако, преступление вечно как смерть и болезнь. Его размеры можно ограничить, но устранить его совершенно не удастся никогда. А. Принс рассматривал преступность как явление вечное, как одну их форм проявления мирового зла: «Нельзя совершенно устранить преступность, как невозможно избежать войн, болезней, пауперизма (бедности) и других бедствий. Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле - одна из самых необъяснимых; все философские системы пытались проникнуть в неё, и все учения о божественной справедливости пытались примирить усовершенствование с существованием зла»). «Увеличение тюрем, школ, рабочих жилищ, улучшение странноприимных домов, больниц, приютов, расширение мер благотворительности и попечения - всё это принесло много добра, не понизив, однако, сколько-нибудь значительно преступности… В основе материальной нищеты лежит нищета физиологическая, умственная и нравственная».

С христианской точки зрения главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). О сложной природе человека выдающийся русский государственный деятель С. Ю. Витте писал: «Человек-существо крайне сложное… Нет такого негодяя, который когда-либо не помыслил и даже не сделал чего-либо хорошего. Нет также такого честнейшего и благороднейшего человека (конечно, не святого), который когда-либо не помыслил и даже при известном стечении обстоятельств не сделал гадости». 9 Профилактика преступности возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. С христианской точки зрения причина зла в мире в злоупотреблении человека свободой. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества.

Представители социологического направления утверждали, что существует категория людей, находящихся в «опасном состоянии», от которых общество должно защищаться до того, как они совершат преступление. Под влиянием социологической школы в Англии ещё в 1908 г. был принят закон «о предупреждении преступлений» (см. с…..).








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 905;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.