Преступления против государства и религии
Салическая правда не содержала упоминаний преступлений против государства в силу неполноты закона по сравнению с действующим правом. Ответственность за государственные преступления устанавливалась королевскими законами. Они предусматривали смертную казнь за государственную измену, содействие «захвату государства врагом», предательство во время войны, подстрекательство к мятежу, дезертирство из армии.
Баварская правда устанавливала: «Если кто-либо составит заговор против того герцога, которого поставил король в этой провинции или народ выбрал, и затем, будучи уличён, не сможет отрицать, то этот человек и его жизнь передаётся во власть герцога, а имущество конфискуется… Никто из свободных баварцев без серьёзной вины не должен быть лишён наследственной земли или жизни, то есть только если он будет участвовать в заговоре против герцога или призовёт врагов в провинцию или будет содействовать захвату государства врагами, а затем будет уличён, тогда его жизнь отдаётся в распоряжение герцога, а всё его имущество переходит в наследственное имущество… Если кто убьёт своего герцога, то платится жизнью за жизнь того, кому причинил смерть, а его имущество конфискуется навеки» (2. 1, 2).
Из преступлений против религии в варварских правдах встречались: осквернение священных мест, в том числе трупов и могил, волшебство или колдовство.
По законам фризов, введённым до принятия христианства, осквернение мест, посвящённых богам, как, например, священных рощ, дубов, деревянных храмов, взломом их или похищением находившихся там священных предметов, рассматривалось как злодеяние, направленное непосредственно против богов. Виновных, по изувечении, повелевалось приносить в жертву богам: «Кто святыню богово взломает и что-либо из священных предметов унесёт, будет приведён к морю и на песке, образовавшемся от прибоя волн, ему разрежут уши и, разрубив его, принесут в жертву богам, храм которого он осквернил» (XII).
Осквернение (вскрытие) могил или нарушение их неприкосновенности как мест, освященных религиозным культом, и ограбление трупа рассматривалось как тяжкое преступление. По Салической правде ограбление трупа, то есть расхищение вещей, находившихся на или при умершем, до его погребения, влекло выкуп в 63 солида, а совершение тех же действий после погребения наказывалось объявлением вне закона ивыкупом в 200 солидов как за убийство (LV, ст. 1-3). Осквернение могил само по себе, независимо от факта ограбления, считалось преступлением. Некоторые из варварских правд случаи присоединения ограбления трупа к осквернению могил рассматривали как совокупность преступлений. Например, Баварское право устанавливало 40 солидов за осквернение могил и, кроме того, обязывало уплатить выкуп, установленный за кражу (19. 1). Аламаннская правда также устанавливала выкуп за осквернение могил, но она назначала неодинаковый выкуп за выкапывание трупа мужчины и женщины - соответственно за первое 40 солидов, за второе - 80 (51. 1).
Колдовство по представлению древних германцев есть способность совершать сверхъестественные действия, которые по различию самых источников последних распадается на доброе, белое и злое, чёрное. Первое происходит от добрых существ и приносит добро, второе - от злых и приносит вред, различные несчастья человеку. В языческую эпоху колдовство вызывало наказание только в тех случаях, когда он направлялось на причинение вреда. В раннее средневековье преследование ведьм не имело широкого распространения. Варварские правды назначали различные выкупы за причинение смерти или порчи людям или их хозяйству зельем или другими волшебными действиями, не исключая и шептаний.
По Салической правде тот, кто давал другому выпить зелья (отвар трав) и тем причинял смерть, платил выкуп 200 солидов как за убийство, а если покушение на убийство не удавалось, то 63 солида (XIX, ст. 1-2). Баварская правда, упоминая о повреждении волшебными действиями посевов на чужих полях и о волшебном освящении оружия перед поединком, назначала за первое деяние выкуп в 12 солидов как и за покушение на отравление, то есть дачу отравленного питья, не причинившего однако смерти (13. 8; 4. 22).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 418;