Фосфорорганические пестициды (ФОС).
Фосфорорганические соединения (ФОС) — это большая группа пестицидов различного назначения (акарицидов, инсектицидов, фунгицидов, нематоцидов, гербицидов, дефолиантов). Для борьбы с эктопаразитами рыб используют хлорофос и карбофос, остальные попадают в водоемы такими же путями, как ХОС.
Фосфорорганические соединения, за исключением хлорофоса, плохо растворимы в воде и хорошо — в органических растворителях. Концентраты эмульсий переходят в воде в стойкую эмульсию и наиболее опасны для рыбоводства. ФОС относительно малостойки в окружающей среде. Большая часть их разлагается в растениях, почве и воде в течение одного или нескольких месяцев. Только некоторые инсектоакарициды сохраняются до года.
С увеличением рН и повышением температуры воды скорость гидролиза этих соединений возрастает в несколько раз. В рыбохозяйственных водоемах они, как правило, обнаруживаются в незначительных количествах. Однако при постоянном поступлении со сточными водами, а также в районах массового их применения отмечен довольно высокий уровень ФОС в воде, а также зарегистрированы случаи отравления рыб.
Токсичность. ФОС угнетают активность фермента нервной системы ацетилхолинэстеразы (АХЭ).
В организм рыб они поступают в основном осмотически через жабры и частично кожу, распределяются по всем органам и тканям, концентрируясь в наибольших количествах во внутренних органах (печени, почках, стенке кишечника, селезенке).
Способность к материальной кумуляции у ФОС выражена слабее, чем у ХОС. Однако они обладают функциональной кумуляцией и поэтому могут вызывать хронические отравления.
Наиболее токсичны для рыб производные фосфорной кислоты. Остротоксические концентрации ДДВф (дихлорофоса) при 24 ч экспозиции составляют для форели 0,5, карпа — 1, молоди севрюги — 1 мг/л.
Производные тиофосфорной кислоты менее токсичны, чем фосфорной.
Содержание препаратов в органах рыб при остром отравлении обычно превышает токсические концентрации их в воде в 5-10 раз.
Острые токсические концентрации хлорофоса (CK50 через 48 ч) для чувствительных рыб — форели, щуки, окуня — составляют 0,75-1,0 мг/л, а для карповых они более высокие: для карпа — 100 мг/л, плотвы — 300, гольяна — 180 мг/л. Дафнии и водоросли погибают при концентрации 0,5 мг/л через 24 ч.
Прихроническом воздействии смертельные концентрации хлорофоса находятся в следующих пределах: для трехиглой колюшки 0,25 и карпа 2,0 мг/л в течение 25 дней, а для форели — 0,06 мг/л в течение трех месяцев. Дафнии погибают при концентрации 0,005 мг/л и бокоплавы при 0,5 мг/л в течение 25-88 сут.
Симптомы и патоморфологические изменения. Признаки отравлений рыб фосфорорганическими пестицидами отличаются только некоторыми особенностями в зависимости от препарата.
Острое отравление характеризуется постепенным переходом от фазы возбуждения рыб с наличием судорог к резкому угнетению и параличам. Возбуждение проявляется беспокойством, стремительным движением и повышенной чувствительностью рыб к звуковым и тактильным раздражителям. Затем наступает расстройство координации движений и ориентации рыб в воде. Рыбы перевертываются на бок, плавают по кругу или спирали, пятятся назад, принимают диагональное положение.
Реакция на звук и прикосновение к телу проявляется толчкообразным движением, тремором плавников и изгибом всего тела. При длительных спазмах туловище рыб со временем искривляется. Этот признак отмечен при действии фталофоса, хлорофоса, ДДВФ и китацина. В конечной стадии интоксикации наступает депрессия и паралич, замедляется частота и нарушается ритм дыхания. Рыбы не берут корм, в результате усиленной перистальтики кишечника в воду выбрасывается его содержимое в виде шнуров.
Хроническоеотравление проявляется аналогичными признаками, которые возникают в более отдаленные сроки (через 10-15 дней) и слабее выражены. Искривления туловища становятся необратимыми. Рыбы не питаются, худеют вплоть до истощения.
Патологоанатомические изменения в органах отравленных рыб недостаточно специфичны. При остром отравлении внешние покровы ослизнены, жабры интенсивно розовые или бледные без видимых повреждений. Внутренние органы, особенно печень, кровенаполнены, печень темно-красного или синюшного цвета, дряблой консистенции, предсердие перенаполнено кровью, кишечник пустой. При высоких концентрациях ощущается запах ФОС от внутренних органов.
Микроскопические изменения наиболее выражены в печени, головном мозге, жабрах и почках. В жабрах отмечают отек и утолщение лепестков, набухание и отслоение респираторного эпителия, а также гипертрофию слизистых клеток. Капилляры печени расширены, кровенаполнены, в паренхиме встречается дистрофия и некробиоз клеток.
Сосуды мозговых оболочек и вещества мозга кровенаполнены, обнаруживают сильное сморщивание и деформацию нейронов.
Хроническое отравление сопровождается резким исхуданием или истощением рыб, анемией органов, иногда гидратацией мускулатуры и атрофией печени. Отравление может осложняться эктопаразитариыми болезнями и сапролегниозом.
Диагнозставится наопределение активности ацетилхолинэстеразы (АХЭ) в крови или головном мозге отравленных рыб.
Количество большинства ФОС в воде, грунте и органах рыб определяют методами тонкослойной или газо-жидкостной хроматографии.
Химические исследования на наличие ФОС следует проводить как можно раньше, но не позднее чем через 3-5 дней. Материал не консервируют, а хранят на льду или в холодильнике.
Профилактика общая для пестицидов. Содержание актеллика, байтекса, базудина, дурсбана, изофоса, метафоса, ДДВФ, карбофоса, фозалона, метилнитрофоса и этафоса в воде рыбохозяйственных водоемов не допускается. ПДК антио — 0,0025 мг/л, сайфоса — 0,0002 и фосфамида — 0,0014 мг/л. ПДК остальных ФОС не установлены.
Производные карбоминовых кислот.В сельском хозяйстве широко используются производные карбаминовой, тио- и дитиокарбаминовой кислот, обладающие разнообразными пестицидными свойствами. Среди карбаматов имеются эффективные инсектоакарициды (севин, байгон, дикрезил), гербициды (бентиокарб, тиллам, эптам, ялан, триаллат), фунгициды (карбатион, поликарбацин, цинеб), нематоциды и регуляторы роста растений. Они попадают в водоемы при опрыскивании и опыливании растений, а гербициды ялан и бентиокарб — со сбросными водами с рисовых систем, где они широко применяются.
По стойкости во внешней среде карбаматы относятся к средне- и высокостабильным веществам. Разложение их идет быстрее в кислой среде. При разложении производных карбаминовой кислоты образуется изоцианат, анилин, хлоранилин и парааминофенолы; тиокарбаминовой кислоты — меркаптаны и аммиак. Дитиокарбаматы разлагаются с образованием весьма токсичных (H2S, диметиламин, метилизоцианат), а также стойких соединений (тетраметилтиомочевина, этилентиомочевина, этилентиурамдисульфид).
Токсичность карбаматов для рыб и других гидробионтов, за исключением севина, ялана и бентиокарба, изучена недостаточно.
Все карбаматы относятся к группе сильно- и умереннотоксичных соединений.
Среднесмертельные концентрации ялана и эптама для дафний находятся в пределах 4,7-7,5 мг/л ДВ, севина — 0,0012 мг/л действующего вещества.
Хроническое отравление язей, плотвы и карпов наблюдалось при 0,2 мг/л ялана в течение 20 дней. Параллельно с этим происходило уменьшение численности и обеднение видового состава зоопланктона, нарушался овогенез у дафний.
В организме рыб карбаматы распределяются по всем органам, но в наибольших количествах они концентрируются во внутренних органах (селезенке, печени, почках), которые и берут для исследования.
Симптомы и натоморфологические изменения. Клиническая картина острого отравления рыб характеризуется нервно-паралитическими явлениями: угнетением, спазмами и параличами нервно-мышечного аппарата. В начальной стадии отмечают кратковременное возбуждение рыб, затем нарушается координация движений и ритм дыхания. При отравлении севином проявляются признаки асфиксии. Перед гибелью рыбы сильно угнетены, опускаются на дно, движения их резко замедлены. Прихроническомотравлении рыбы не питаются, худеют, иногда поражаются сапролегнией.
При патоморфологическом исследовании обнаруживают в жабрах слабый отек лепестков, отслоение и набухание респираторного эпителия; застойную гиперемию во внутренних органах; в печени и эпителии канальцев почек — зернистую дистрофию и некробиоз отдельных клеток.
При хроническом отравлении яланом (0,2 мг/л) отмечен некроз в печени, анемия, распад эритроцитов и лейкоцитов в периферической крови и гемопоэтической ткани, анемия жабр и паренхиматозных органов.
Диагноз устанавливают комплексно с обязательным определением содержания карбаматов в воде и органах рыб. Для установления большинства карбаматов в воде, почве и органах рыб используют методы тонкослойной и газожидкостной хроматографии.
Профилактика основана на общих принципах предотвращения поступления ядохимикатов в водоемы. Сточные воды с рисовых систем следует выдерживать в прудах-накопителях до разложения карбаматных гербицидов. Присутствие дециса и эптама в воде рыбохозяйственных водоемов не допускается, ПДК севина — 0,0005 мг/л, бентиокарба (сатурна) — 0,0002, ялана — 0,0007 мг/л.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2170;