От первобытности – к цивилизации

1.История первобытного общества – самый длительный (ок. 2,5 млн. лет назад – ок. V тыс. лет назад) и наименее изученный в науке. Историки воссоздают первобытность по самым разнообразным источникам. Решающую роль при этом играют изыскания ученых-археологов (остатки жилищ, орудия труда, черепки посуда, монеты, ремесленные и ювелирные изделия, оружие и пр.). Предметы, изготовленные человеком, несут информацию о нем самом, его занятиях и обществе, в котором он жил, о духовном мире. В то же время, до нас дошли далеко не все предметы, связанные с первобытным человеком и тем временем – они не сохранились, поэтому историки выстраивают свои концепции развития первобытного человеческого общества на основании дошедших до наших дней материалов.

Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей. Этнография (этнология) исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие методы как наблюдение, анализ записей (например, древних и средневековых авторов). Обращаются этнографы и к фольклорным памятникам, исследуя устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей для восстановления их физического облика. На основании этого возможно судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, реконструировать облик человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в нем тех пластов, которые сформировались в далеком прошлом, на основании чего можно многое узнать о материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления и пр.

Антропогенез – это процесс выделения человека из мира животных. Существует несколько теорий происхождения человека:

- эволюционная теория доказывает, что человек произошел от высших приматов – человекообразных обезьян, путем видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эта теория (именно она положена как основная при изучении данного курса) имеет обширные доказательства, но многие из них трактуются неоднозначно;

- теория творения (креационизм) доказывает, что человек сотворен Богом. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первый человек – Адам – был сотворен из глины (версия имеет египетские корни, а также аналоги в мифах других народов). Важнейшим доказательством этой теории является наличие разных, но сходных мифов и легенд у разных племен и народов, повествующих о происхождении человека. Современная теология использует для доказательства этой теории новейшие научные данные;

- теория внешнего вмешательства – появление людей на Земле – плод деятельности иных цивилизаций.

 

Согласно эволюционной теории, антропогенез прошел 4 стадии:

1 – антпропоидные предки человека (дриопитек, австролопитек). Примерно 45 млн. лет назад в экваториальных районах Африки и Азии началось формирование семейства древних человекообразных обезьян, развитие некоторых из них привело к формированию современных горилл и шимпанзе, развитие других пошло по пути очеловечивания. 10 млн. лет назад произошло резкое изменения климата, и леса стали сменяться саваннами, в результате чего человекообразные обезьяны переселились на землю и обрели способность к прямохождению. Около 5–6 млн. лет назад появились австралопитеки, ставшие переходной формой от человекообразных обезьян к древнейшим людям. Они начали употреблять наряду с растительной пищей животной, научились охотиться. Употребление мяса ускорило их развитие (в частности, увеличился объем мозга до 600 см³), жили они стадами.

2 – древнейшие люди (питекантроп). Останки питекантропов впервые были обнаружены на острове Ява (1890 г.). Они еще сохраняли много черт от обезьяны, жили стадами от 20 до 40 особей, вели бродячую жизнь. Но именно они начали осваивать первые жилища – пещеры и гроты, а затем стали появляться и поселения. Питекантропы научились изготавливать первые орудия труда, у них развивались охота и собирательство, что способствовало необходимости координации действий и привело к возникновению речи.

3 – древний человек (неандерталец). Примерно 200 тыс. лет назад возник неандерталец, у которого уже преобладало человеческое начало над животным. Они жили оседло, в пещерах, овладели огнем (добывали ударами камней друг о друга или растирали деревья), начали хоронить умерших.

4 – современные люди – неоантропы (кроманьонцы). Около 40 тыс. лет назад сформировался новый вид человека – неоантроп – человек разумный (Homo sapiens), внешний облик которого уже не отличался от современного человека – с прямой походкой, человеческой рукой, точными движениями, близким к нашему мозгом. На смену стаду пришел род и родовая община. Это был материнский род (матриархат), поскольку в нем существовал групповой брак и родство считалось по женской линии.

 

Существуют различные периодизации первобытной истории, но наиболее распространенной является археологическая. Главным критерием археологической периодизации являются различия в материалах и технике изготовления орудий труда. Первобытная эпоха делится на каменный, бронзовый и железный века, которые, в свою очередь, также подразделяются на этапы. Не останавливаясь подробно на анализе этих веков, отметим, что принципиальное значение для становления цивилизации играет время неолита (VIII–V тыс. лет назад), когда началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Этот период именуется неолитической революцией (переход от присваивающего хозяйства – охоты, рыболовства, собирательства – к производящему (земледелию и скотоводству). В это время состоялось первое общественное разделение труда – земледелие и скотоводство стали отдельными видами деятельности. В итоге сформировались оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. В результате этой революции возросла численность населения, количество населенных пунктов, начали развиваться культурные традиции, духовное творчество (керамика, мифы и пр.), появились излишки продуктов питания, в результате чего появились люди, освободившиеся от производства пищи и исполнявшие административные функции. Так были освоены все природно-климатические пространства. В таких первых цивилизациях начали строиться грандиозные ирригационные сооружения, произошло отделение ремесла от сельского хозяйства (второе разделение труда), появились города и письменность, стали возводиться монументальные сооружения, происходило социальное расслоение общества. В результате сформировались государства – системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

 

2. Первобытное общество было обществом догосударственным, доклассовым, догородским, дописьменным. Цивилизация – это общество, где есть государство и право, классы, города, письменность. В ходе её становления меняется взаимодействие человека и природы, усложняется структура общества, появляется религия, возводятся монументальные сооружения, не имеющие хозяйственного значения (пирамиды, храмы).

Формирование государства происходило по-разному, но везде зависело от социальных и экономических процессов. Еще в древние времена существовали органы власти – старейшины, вожди, жрецы, народное собрание. По мере развития общества – разделения его на социально-классовые структуры, появления частной собственности и возникновения различных интересов начинает складываться государство.

Причины появления государства:

- необходимость единого руководства обществом при возрастании разнообразия форм деятельности и роста потребностей;

- потребность в масштабных работах (это характерно для восточного пути возникновения государства);

- необходимость поддержания общественного порядка и социальной стабильности;

- необходимость ведения военных действий и организации защиты от внешних врагов.

Ранние государства появлялись в ходе естественного развития. Верхушка общества (вожди, старейшины и пр.) всё более обособляется. С усилением войн и, как следствие, развитием вооружения, военной организации, особую роль играет военный предводитель, что привело к началу периода «военной демократии». Вожди и старейшины стали считаться знатными (знаменитыми) людьми, начали передавать свою знатность по наследству. Внутри племени выделялись наиболее сильные роды, которые подчиняли роды обедневшие.

Формируются новые органы управления – армия, законодательство, суд, бюрократия. При этом власть народного собрания становится номинальной. К тому же лидер принимает на себя и жреческие функции, почему его личность становится священной, появляются специальные атрибуты.

Одновременно с государством появляется право, призванное регулировать общественные отношения (тогда как первобытное общество опиралось на обычаи – общие правила поведения, вошедшие в привычку из-за их длительного применения). Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, отражающих интересы и волю определенных социальных сил или всего общества и призванных регулировать общественные отношения. Древнейшим законодательным памятником считаются законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), обнаруженные археологами в 1901 г..

 

К III тыс. до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Период их существования – прим. от 3500 лет до н.э. до 600 лет до н.э. Иногда, чтобы подчеркнуть, что они выросли из первобытности, их называют первичными. Поэтому в таких цивилизациях присутствует множество первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия. Самые первые государства появились в дельте рек Тигр и Евфрат – Месопотамия или Двуречье (на рубеже V–IV тыс. до н.э.), в долине Нила – Египет (в нач. IV тыс. до н.э.), в долине Инда – индийская цивилизация (III–II тыс. до н.э.), у рек Хуанхэ и Янзцы – китайская (II тыс. до н.э.). Это были области сухого и жаркого климата, либо – субтропического и отчасти умеренного. В основе земледелия была ирригация – необходима была искусственная система дамб и каналов.

Особенностями древневосточных цивилизаций были:

- высокая степень зависимости человека от природы, что накладывало отпечаток на мировоззрение, ценности, тип хозяйства, социальное и политическое устройство;

- господство религиозно-мифологических представлений. Нет разделения мира на естественный и сверхъестественный, характерен синкретический подход – всё о одном, всё во всем. Присуща созерцательность, безмятежность, единение с природой. Человек – не свободен, его жизнь подчинена судьбе, космическим законам («человек в лодке без весел»);

- стабильность, традиционализм (образцы поведения, присущие предкам – важнейшая ценность);

- замедленность перемен, когда многие поколения существовали в сходных условиях (отсюда – культ предков, уважение к старшим, отсутствие проблемы «отцов и детей»);

- важнейший принцип – коллективизма, не развито личностное начало, личные интересы подчинены общинным, либо государственным.

Во многих древних государствах Древнего Востока сформировались государства-деспотии.Деспотия – это политическая организация жизни восточных цивилизаций. Её характерные признаки:

преобладание государства над обществом (регулирует всё многообразие человеческих отношений в семье, обществе, государстве. Глава государства обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, творит суд и пр.);

– политика принуждения. Цель подобного насилия – не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Если же восточные правители хотя бы на миг опускали карающий меч, всё шло прахом и режим начинал распадаться. Страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой и любовью в её носителей. Тиран в глазах подданных – грозный защитник, карающий произвол и зло;

– общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы, над всем хозяйством царил административно-бюрократический контроль;

– уравнительность, незначительная роль социальных различий, горизонтальных связей вообще. Значительную часть такого общества составляли крестьяне-общинники, находившиеся в зависимости от государства, выплачивавшие налоги, привлекавшиеся к общественным работам (строили каналы, крепости и пр.). Над ними возвышались бюрократы – сборщики налогов, писцы, надсмотрщики и пр. А венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя;

– аппарат государственной власти был четко структурирован. Он состоял из важнейших ведомств – военного, финансового и публичных работ. При этом и от чиновников также требовалось подчинение.

– существование низовых коллективов – сельских общин, каст и др. Старейшины и руководители этих коллективов выступали связующими звеньями между государственным аппаратом и массой населения.

Значителен вклад Древнего Востока вмировую культуру и науку.Приведем некоторые примеры:

Двуречье – шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся затем в клинопись, календарный счет и математика (современные сведения о календаре, звездном небе с его знаками зодиака, математике с десятеричной системой восходят к Двуречью); изобразительное искусство, первые географические карты;

Индия – религия (буддизм, индуизм), эпос (Рамаяна, Махабхарата), архитектура;

Китай – математика (десятичная система), биология (фармацевтика), медицина (хирургия), компас, порох, бумага, фарфор, шелк;

Египет – письменность (иероглифы), литература (географические описания, поучения и пр.), архитектура, скульптура, математика (в строительстве, земледелии), астрономия (календарь), медицина и ветеринария.

 

Античность сыграла выдающуюся роль в мировой истории, сформировав такие отношения в разных областях жизни (экономике, политике, социальной и государственной жизни, культуре и пр.), которые заложили основу будущей европейской цивилизации. Античная цивилизация также прошла длительный путь развития (возникла впервые еще во 2-й пол. III тыс. до н.э. она дважды была уничтожена), также является первичной цивилизацией (т.к. выросла из первобытности). Не случайно поэтому господство здесь религиозно-мифологического мировоззрения, но оно имеет особенности, отличающие его от древневосточного. Основополагающие идеи античного мировоззрения:

космологичность (Космос – не только Вселенная, но и порядок, противостоящий Хаосу. В основе этого порядка – мера и гармония), способствовала складыванию важнейшего элемента западной культуры – рациональности;

– на первом плане находятся частнособственнические отношения, сложившиеся на основе частного производства, сориентированного на рынок;

– возникшее здесь впервые народовластие оформили и демократию – олицетворение свободы (равенство всех граждан, принцип равных возможностей, свободы слова, выборность органов власти);

– основы гражданского общества (признание личного достоинства каждого гражданина, невмешательство государства в частную жизнь, развитие экономики независимо от власти но в рамках закона). Именно в Древнем Риме впервые была оформлена система права. Конечно, демократия носила ограниченный характер, поскольку существовали привилегированные слои населения, да и часть общества была исключена из её действия (женщины, рабы, иноземцы).

Древняя Греция (III тыс. до н.э. – 30 г. до н.э.) – древнейшая европейская цивилизация, возникла на берегах Эгейского моря и Балканском полуострове. Изначально существовала как Крито-Микенская цивилизация (от наим. О. Крит и г. Микены), но была разрушена вследствие природных катаклизмов и нашествий северных племен. В VIII в. до н.э. начала формироваться античная цивилизация. Из-за недостатка земель важную роль в экономике приобрело скотоводство и ремесла, торговля, а из-за нехватки собственных ресурсов греки осваивали колонии (Италия, Причерноморье, Малая Азия). Свою родину греки называли Элладой, себя – эллинами. Одной из важнейших черт эллинской культуры была состязательность, стремление к первенству. По мере развития экономики появляются рабы. Особенностью структуры греческой цивилизации являлось то, что они состояли из отдельных городов-государств – полисов. Каждый город с прилегающей к нему сельской местностью считался независимым. Наиболее значимые из них – Афины, Спарта.

Афины управлялись аристократией, с которой вел борьбу демос (незнатные члены общины), добивавшийся участия в жизни общества. В этот момент появляется тирания, когда правитель был наделен всей полнотой власти. Крупнейшим тираном был Драконт (создатель очень жестких законов). Однако дальнейшие реформы способствовали формированию демократического государства в форме республики (преобразования Солона, Перикла) – к сер. V в. до н.э. При этом позиции демоса усилились, и все граждане полиса могли избираться на высшие должности.

Спарта – полис, самый сильный в военном отношении, где существовало противостояние завоевателей этой территории из племени дорийцев и местного населения, превращенного в рабов-илотов. Для спартанцев характерна высокая дисциплина и высокая боевая выучка. Здесь искусственно сдерживался рост частной собственности, чтобы не допустить развития неравенства. Торговля не развита.

Между Афинами и Спартой не прекращались военные столкновения (напр., Пелопонесские войны, V в.до н.э.). В дальнейшем в ходе возвышения Македонии начинается её борьба с соседями, а затем и захваты новых земель (А. Македонский, IV в. до н.э.). окончательно же Греция была покорена Римом, когда в 30 г. до н.э. было занято последнее из эллинистических государств – Египет.

Древний Рим (VIII в. до н.э. – 476 г.) располагался на территории Апеннинского полуострова, который греки назвали Италией (родиной телят). По легенде Рим был основан в 753 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом. В ходе его истории выделяется несколько крупных этапов: царский, когда общество делились на патрициев (представители старых родов) и плебеев (пришлые, рабы или их потомки). В нач. VI в. до н.э. возникла республика (от лат. «общественное дело»), где вместо наследственной власти царя стали избираться на год по 2 консула. А после восстания плебеев к ним добавились и по 2 выборных представителя от плебса – трибуны, получившие право «вето» при принятии сенатом решений, касающихся плебеев. В III в. до н.э. начинаются войны Рима с Карфагеном, в результате которых Рим одержал победы. Затем Рим разбил Македонию, Грецию, став самым сильным в Средиземноморье в конце II в до н.э. Но это был уже период кризиса самой системы, на которой базировалась римская экономика, усиления власти военачальников, восстаний рабов (Спартак, 73–71 гг. до н.э.). В сер. I в до н.э. на смену республике пришла империя, основу которой заложил Цезарь. В результате последовавшей гражданской войны к власти пришел Октавиан Август, ставший первым императором (27 г. до н.э.). После него осталась громадная империя – до Армении и Месопотамии, Сахары и берегов Красного моря. В 395 г. империя раскололась на 2 части – Восточную (Византия, просуществовала до 1453 г.) и Западную (разрушенную в 476 г.). Существует выражение «Римляне трижды покоряли мир: первый раз – легионами, второй – христианством, третий – правом».

Наследие античности:

Кносский дворец царя Миноса на Крите, поэмы «Илиада» и «Одиссея», система письменности, основанная на финикийской с добавлением гласных, архитектура (ордер с колоннами – дорическими и ионическими), керамика, театр, драматургия. Школы – гимнасии. Философия (Сократ, Платон, Аристотель, Пифагор, Демокрит, Гераклит, Архимед, Гиппократ).

На римскую культуру во многом оказала влияние греческая, но они сказали свое слово в строительстве храмов, триумфальных арок, амфитеатров, дорог, акведуков. Известна скульптура римлян. Важное место имело создание литературных произведений исторического характера, поэтические произведения (Вергилий, Гораций, Апулей). Школы. Римская нумерация, юлианский календарь.

 

 

Фортунатов, гл. 2 §§ 1, 2

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. ПОТОК ИНФОРМАЦИИ И ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ | Условный расход (доход) по налогу на прибыль




Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 6430;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.