Документальные и библиографические потребности
В системе документальных коммуникаций (точнее, в пределах отношения “документ – потребитель информации”) потребитель выступает непосредственно как носитель информационно-документальных или просто документальных потребностей (потребностей в информации, содержащейся в документах).
Потребности в библиографической информации (библиографические потребности) возникают из документальных потребностей, совпадают с ними по содержанию, нацелены на их удовлетворение и представляют собой лишь особую библиографическую форму их проявления.
Документальные потребности могут быть осознанными и неосознанными, что в еще большей мере относится к библиографическим потребностям, так как даже хорошо осознанная потребность в документах может быть неосознанной в своем вторично-документальном (библиографическом) выражении. Документальные потребности (вместе с библиографическими) занимают вполне определенное место в общей структуре человеческих потребностей. Через более широкое понятие – “информационные потребности” – они входят в состав общего понятия “потребности” и опосредованно возникают на почве последних.
Таким образом, последовательность возникновения основных видов потребностей может быть представлена так: человеческие потребности (материальные и духовные, общественные и естественные) → информационные потребности (человек – информация) → потребности в документах, т. е. документальные или читательские потребности (человек – документ) → библиографические потребности (человек – сведения о документе).
Из этой последовательности видно, что информационные потребности человека – это непосредственная причина, фундамент, главный стимул и цель возникновения, развития и функционирования системы документальных коммуникаций, в рамках которой информационные потребности обретают форму документальных потребностей и удовлетворяются с помощью документов.
Документальные потребности и “соответствия” между документами и потребителями информации. Введенное выше понятие соответствия базируется на документальных потребностях, обусловливается ими и по содержанию совпадает с ними. Но тогда возникает вопрос: если документальные потребности человека и “соответствия” между документом и тем же человеком совпадают, то зачем тогда нужно понятие “соответствие”, почему нам сразу не перейти от документальных потребностей к функциям библиографической информации? В этой связи отметим два главных момента.
Во-первых, соответствия в системе документальных коммуникаций возникают на почве не всех информационных потребностей, а только тех, которые могут быть удовлетворены с помощью документов. Например, существует очень важная по значению потребность в новой информации, новых знаниях, которые могут быть получены только в результате самостоятельного научно-исследовательского или художественного творчества, но не в процессе потребления уже имеющейся информации. Поэтому отвечающие этим потребностям соответствия в системе “документ – потребитель” отсутствуют[7].
Во-вторых, только “соответствие” включает потребность в систему документальных коммуникаций и образует отношение между документом и потребителем, с которым затем имеет дело библиографическая информация. Поэтому общественные функции (“социальную природу”) библиографической информации нельзя выводить прямо из потребностей. Конечно, библиограф как субъект библиографической деятельности может воспринимать направляющее влияние общественной жизни непосредственно, но библиографическими эти моменты становятся, только пройдя через систему документальных коммуникаций и преобразовавшись в соответствия между документами и потребителями. Поэтому вне соответствий в системе документальных коммуникаций нельзя рассматривать связи библиографической информации с социальным бытием человека. Другими словами, если имеется определенная потребность в документах, но нет документов для ее удовлетворения (отсутствуют необходимые соответствия), то библиографическая информация (и вся система документальных коммуникаций) не может содействовать удовлетворению этой потребности.
Библиографические потребности. Механизм формирования библиографических потребностей хорошо описан в работах (в том числе неопубликованных) талантливого ученого, к несчастью, безвременно и трагически погибшего, С.Д. Коготкова (1951 – 1986). Им предложена схема, наглядно иллюстрирующая процесс формирования библиографических потребностей (рис. 4).
Рис.4
Процесс формирования библиографических потребностей:
ип - информационная потребность; ипд - информационно-потребительская деятельность; инф - информация; дп - документальная потребность; д - документ; бп - библиографическая потребность; би - библиографическая информация
Смысл этой схемы в следующем. В основе всего процесса находятся информационные потребности (ИП), имеющиеся у потребителей (в левом нижнем углу схемы). Механизм возникновения информационных потребностей в самых общих чертах выглядит следующим образом. В процессе базовой деятельности (профессиональной, научно-исследовательской, учебной и др.) в условиях недостатка информации для достижения поставленных целей появляется проблемная ситуация. В ходе осознания субъектом проблемной ситуации у него возникает потребностное состояние (психическая напряженность, выражающаяся в чувстве дискомфортности, неудовлетворенности, нехватки чего-то), которое разрешается в некоторых, хотя бы приблизительных представлениях о том, какая информация необходима для преодоления проблемной ситуации и достижения поставленной цели, т. е. появляется “знание о незнании”. В результате потребностное состояние субъекта наполняется конкретным содержанием и превращается в определенную информационную потребность [35].
Для того чтобы получить нужную информацию и удовлетворить свою информационную потребность, человек должен проявить активность, предпринять какие-то действия, направленные на овладение нужной информацией. Эти действия, независимо от их конкретной формы и содержания, можно назвать информационно-потребительской деятельностью (ИПД).
Если в результате проведенной ИПД–1 нужная информация получена без обращения к документам (например, по телефону или из личной беседы с коллегами по работе) и информационная потребность удовлетворена, то процесс на этом заканчивается. Если же по каким-либо причинам получить нужную информацию таким непосредственным способом не представляется возможным (на схеме соответствующий канал перечеркнут пунктирным крестом), то в ходе ИПД–1 и возникает потребность в документах.
Эта потребность вновь порождает действия потребителя (на схеме – ИПД–2), нацеленные на поиск и получение документов, содержащих необходимую информацию. Если нужные документы удается найти в рамках непосредственной связи между документами и потребителем (например, на полках открытого доступа в библиотечном читальном зале или в своей личной библиотеке), то, как и в первом случае, процесс на этом заканчивается.
Однако, как мы уже знаем, именно действия потребителя, направленные на получение необходимых ему документов, наталкиваются на охарактеризованные выше барьеры, препятствия, затрудняющие или даже делающие невозможным прямой доступ к нужным источникам информации (на схеме еще один пунктирный крест). В этих случаях в ходе ИПД–2 у потребителя и возникает потребность в библиографической информации, помогающей преодолеть возникшие трудности. Появление библиографической потребности вновь ведет к действиям (на схеме ИПД–3), направленным теперь на получение соответствующей библиографической информации (БИ), которая содействует нахождению нужных документов и, следовательно, получению необходимой информации и удовлетворению вызвавшей весь цикл информационной потребности (что и показано на схеме жирными стрелками).
Итак, для возникновения библиографических потребностей необходимы, по меньшей мере, четыре предпосылки:
– во-первых, наличие у потребителя осознанной информационной потребности;
– во-вторых, невозможность удовлетворения этой потребности без обращения к документам;
– в-третьих, невозможность непосредственного получения нужных документов, т. е. наличие таких барьеров, препятствующих реализации соответствий между документами и потребителями, для преодоления которых необходима библиографическая информация;
– в-четвертых, знание потребителем источников библиографической информации и их функциональных возможностей, умение пользоваться услугами соответствующих библиографических служб, без чего объективно существующая библиографическая потребность может так и остаться субъективно неосознанной потребителем.
Следует подчеркнуть, что библиографические потребности возникают, когда имеют место все названные предпосылки. Важнейшая среди них – первая, так как именно она вызывает информационно-потребительскую деятельность и обусловливает другие предпосылки. Поскольку причины, вызывающие появление библиографических потребностей, имеют место не всегда и только на определенной стадии ИПД, постольку библиографические потребности представляют собой явление эпизодическое и нередко плохо осознаются потребителями как особая потребность (особенно при отсутствии четвертой предпосылки).
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2164;