Михаил Александрович ШОЛОХОВ
Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был М. А. Шолохов (1905–1984).
К концу 30-х гг. определился характер творчества этого выдающегося мастера советской прозы. В это время была в основном завершена эпопея «Тихий Дон» — грандиозная картина жизни, где каждое лицо ощущается и измеряется масштабами целой эпохи и выступает как средоточие борьбы нового мира со старым. Здесь полностью проявилось типично шолоховское умение мыслить революцию «судьбой человека», глубоко художественная способность следить за судьбой своих героев так, чтобы каждый поворот их, колебание, чувство были одновременно развитием сложной идеи, не выразимой никаким другим путем, кроме этого сплетения жизненных отношений. Благодаря этой способности содержание переживаемой эпохи вскрывается как новый этап в изменении и ломке человеческого сознания.
Судьба Григория Мелехова и Аксиньи, главных героев произведения, попадает, таким образом, в центр борющихся противоречий, исход которых не может быть мирным и с которыми не в силах справиться отдельная, изолированная личность, как бы богата и ценна она ни была. Шолохов рисует неминуемую гибель этих людей как раз в тот момент, когда они, казалось бы, достигли высшего развития своих духовных сил и глубокой жизненной мудрости.
Представитель старшего поколения советских писателей А. С. Серафимович с восхищением писал о мастерстве Шолохова: «...люди у него не нарисованные, не выписанные,— это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех, каждый по-своему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого по-своему.
В 1928 г., принесшем славу Шолохову, ему было всего 23 года. И некоторым скептикам казалось невероятным, что молодой человек, вышедший из низов, имеющий всего 4-классное образование, смог создать произведение такой силы и зрелости.
В 1930 г., параллельно с работой над 3-й книгой «Тихого Дона», Шолохов с увлечением начал писать новый роман — «Поднятую целину».
«Я писал „Поднятую целину" по горячим следам,— говорил писатель... — У меня, конечно, не было хождения и собирания фактов. Мне не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой. Я не собирал, а сгреб его в кучу».
Одновременно с созданием повести Шолохов боролся с перегибами в колхозном движении, выступал в защиту несправедливо обиженных, обращался с ходатайством в ЦК. Шли к нему многие и многие: колхозники, служащие, коммунисты и беспартийные, мужчины и женщины — за советом, за помощью, с жалобой». И Шолохов не отказывал никому.
Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР. В 1965 г. Шолохову была присуждена Нобелевская премия.
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ)
Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. По образованию инженер-мелиоратор (Платонов несколько лет работал на разных ирригационных проектах), он начал писать довольно рано, в двадцать с чем-то лет, то есть в двадцатые годы ХХ века. Он участвовал в гражданской войне, работал в разных газетах и, хотя печатали его неохотно, в тридцатые годы приобрёл известность. В 1929 году творчество Платонова получило резко отрицательную оценку А. М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР). «Чевенгур» стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. |
В послесловии к повести Платонова «Котлован» нобелевский лауреат поэт И. Бродский пишет:
"Котлован" -- произведение чрезвычайно мрачное, и читатель закрывает книгу в самом подавленном состоянии. Если бы в эту минуту была возможна прямая трансформация психической энергии в физическую, то первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время.
Это, однако, отнюдь не значит, что Платонов был врагом данной утопии, режима, коллективизации и проч. Единственно, что можно сказать всерьез о Платонове в рамках социального контекста, это что он писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи.
…Платонов, сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны,
заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами».
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 723;