ВИЛЬГЕЛЬМ ВИНДЕЛЬБАНД
(1848—1915) — немецкий философ и историк философии, основатель баденской школы неокантианства. Вел преподавательскую работу в Лейпцигском, Цюрихском, Гейдельбергском и других европейских университетах. Опираясь на идеи Канта, рассматривал философию в качестве критической науки об общепринятых ценностях. Как и неокантианцы марбургской школы, Виндельбанд устраняет из учения Канта «вещь в себе», пытаясь тем самым преодолеть дуализм его философии справа. Отрицал существование объективных закономерностей истории. Виндельбанд известен своими трудами по истории философии («История древней философии» - «Geschichte der alten Philosophic», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии» - «Geschichte der neueren Philosophic», Bd 1-2, 1878-80, рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых философские системы прошлого излагаются с кантианских позиций.
Опираясь на идеи Канта, Виндельбанд рассматривал философию в качестве критической науки об общепринятых ценностях. Исходя из кантовского различения теоретического и практического разума и примата последнего, он противопоставляет философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирия, данных о «сущем». Ценности понимаются Виндельбандом как априорные, трансцендентальные, общезначимые. Виндельбанд различает логические, этические, эстетические и религиозные ценности, трактуемые им как восходящие ступени. Признавая конечной целью истории, прогресса самоопределения человечества в соответствии с «этическим идеалом», Виндельбанд стремится свести социальные проблемы к этическим. Выше этических ценностей Виндельбанд ставит эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) Виндельбанд объявил «Священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религиозных ценностей. Последние существуют наряду с логическими, эстетическими и этическими ценностями. История есть не что иное, как процесс осознания и воплощения ценностей. Большое внимание уделял вопросу классификации наук и их методологическим проблемам. В зависимости от используемых ими методов различал два основных класса наук: естественные (генерализующие) и исторические, науки о культуре (индивидуализирующие). Естествознание использует номотетический метод, сущность которого состоит в обобщении и установлении законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, его основная черта — описание индивидуальных особенностей «существенных» исторических фактов. В первом случае главное внимание исследователя обращается на общее, закономерное, во втором - на единичное, уникальное, «представляющее интерес» в бесконечном многообразии явлений.
Разрабатывая методологию наук, Виндельбанд считал, что в противоположность естественным наукам, имеющим дело с общим, повторяемым, закономерным в явлениях, история науки изучает единичные явления в их неповторимости и исключительности: «Одни из них — суть науки о законах, другие — науки о событиях». Закономерность как руководящий принцип Виндельбанд исключает из истории, познания и заменяет его, так называемым отнесением к «ценностям». Это учение Виндельбанда, направленное против познания объективных законов исторического процесса, представляет собой одну из форм буржуазной реакции на марксизм; оно оказало огромное влияние на последующее развитие буржуазной философии и в особенности социологии и историографии.
О сознании и мышлении Виндельбанд писал в своей работе «Прелюдии». Весь фундамент нашей душевной жизни, постоянно изменяющиеся вершины которой озарены светом сознания, состоит из бессознательных процессов, от взаимных отношений которых всецело зависит содержание нашего сознания в каждый данный момент. Самое понятие этих бессознательных процессов исключает возможность их восприятия; мы можем лишь заключать о их наличности по тому воздействию, которое они оказывают на сознание, и наше знание их необходимо ограничено этими их проявлениями. Не зная непосредственно их существа и, прежде всего, не определяя заранее их отношения к физическим процессам, мы можем поэтому определять эти бессознательные состояния только через посредство тех сознательных функций, основу которых они образуют; и надлежало бы соблюдать всегда осторожность и не забывать, что «бессознательное представление», «бессознательное чувство», «бессознательное влечение» означают всегда непосредственно нам неизвестное, но необходимо допускаемое на основании ряда фактов психическое состояние, которое, будучи осознанным, становится представлением, чувством, влечением или волей. Лишь в двух отношениях должно считаться правдоподобным это допущение: с одной стороны, такие бессознательные состояния свойственны элементарным моментам содержания душевной жизни, функциям ощущений, влечений и чувств, стоящим в непосредственной связи с физической жизнью; с другой стороны, эти бессознательные процессы присущи содержаниям представлений, доступным воспоминанию, и притом не только в смысле «удержания» в памяти простых элементов, но и в особенности в смысле сохранения созданных сознанием соединений этих представлений.
Для плодотворного применения влечения к познанию необходимо, кроме нравственной его основы, еще одно: ясное и твердое сознание тех принципов, в согласии с которыми только и может развиваться правильное мышление. Следование этим законам не содержится само собой в естественном движении представлений; наоборот, последнее, с его увлечением своим собственным содержанием, с его тенденцией к слишком поспешным обобщениям, со всею массою заложенных в самой природе духовной деятельности предпосылок и предрассудков, в общем стоит всегда ближе к заблуждению, чем к истине. Чтобы достигнуть истинных своих целей, мышление нуждается в дисциплине, в привычке к резкой критике, в постоянном призыве к заботливой предусмотрительности.
Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. В этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум, как и разум, практически действующий, стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное». Всеобъемлющее влияние, оказанное Аристотелем на развитие человеческой науки, состоит именно в том, что он сделал это основное отношение между общим и частным центральным пунктом как своей метафизики, так и своей логики. Общее значение этого основного отношения не умаляется и тем обстоятельством, что всеобщее и существенное по своему содержанию имеет иной смысл в историческом исследовании, чем в естествознании, что в первом случае оно означает соотношение фактов по их ценности, во втором — их закономерность.
Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой — общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила. Именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением.
Кроме названных работ по истории философии и «Прелюдии», известны также работы «О свободе воли», «Платон», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия».
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 813;