Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIY в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская философия, поскольку основой всей мировоззренческой системы европейской цивилизации в указанный период становится христианство, опирающееся на Библию. Именно библейские тексты (Ветхого и Нового заветов) были на протяжении всего средневековья главным источником развития философской мысли.
Среди важнейших религиозно-философских идей Библии, повлиявших на развитие средневековой европейской философии, выделяют:
- идею единого Бога (монотеизм);
- идею творения (креационизм) и присутствие в мире Промысла Божия;
- идею откровения (истинное знание – это божественное откровение);
- идею грехопадения и изначальной греховности человечества;
- идею спасения, условием которого является соблюдение божественных заповедей;
- идею конечности человеческой истории и учение о конце мира, эсхатологию (греч.eschatos – последний + логия);
-учение о богочеловеческой природе Иисуса Христа;
- идею христианской любви как основу этики.
Самой характерной чертой средневековой философии можно назвать теоцентризм: основным объектом познания был Бог, трактуемый с позиций теизма. Теизм (греч. theos – бог) - это представление о Боге как о Личности, обладающей разумом, памятью, волей и чувствами, сотворившей мир и управляющей им. Бог в средневековой философии и культуре – неотъемлемый элемент мировоззрения и нравственного сознания; без него средневековые мыслители не смогли бы ни объяснить мир, ни ориентироваться в нем.
В возникновении и развитии средневековой христианской философии значительную роль сыграло учение представителя греко-иудейской философской мысли Филона Александрийского(ок.25 г. до н.э. - 50 г. н.э.). Именно Филон определил в качестве основного объекта познания не окружающий нас мир, не человека, а Бога. Он же сформулировал проблему, ставшей впоследствии центральной для всей религиозной философии – проблему теодицеи (богооправдания):как мог совершенный и всемогущий Бог создать столь несовершенный мир, в котором присутствует зло? Филон не был христианином, но его концепцию характеризуют как предхристианскую, или протохристианскую, поскольку в ней уже содержались идеи и понятия, которые позже восприняла собственно христианская философия.
В развитии средневековой философии выделяются два основных периода – патристика (IY – YII вв.) и схоластика (YII – XIY вв.)
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2289;