ПОЭТИКА ДУХОВНЫХ СТИХОВ
По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп. Старшие эпические стихи строятся как ряд последовательных эпизодов (например, изображающих жизнь персонажа: "Алексей Божий человек"). Другая группа представляет собой монологи-причитания ("Плач Адама"). Одной из основных форм старообрядческих псальм также являются монологи ("Покаянный стих"). Заметное место занимают стихи, построенные как диалоги персонажей. Во всех этих группах совпадает только концовка — провозглашение вечной славы тому, о ком пропето, или Богу, или им обоим. Последним словом часто бывает аминь (т. е. 'истинно так') — священное конечное заклинание.
В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы. Характерны строки с тремя ударениями, когда последнее ударение падает на 3-й или на 2-й слог от конца строки. Однако, как отмечал Ф. М. Селиванов, у духовных стихов нет единых принципов композиции стиха.
В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, выступающие в одном ряду с христианскими
святыми. Например, в стихе "Аника-воин" Смерть предстает в виде кентавра:
При пути при дороги
Аники же чудо объявилось:
У чуда ноги лошадины,
У чудо тулово зверино,
У чуда буйна глава человечья,
На буйной главе власы до споясу.
В старообрядческих псальмах была развита система иносказаний, в которой использованы библейские аллегорические образы. Так, люди именуются овцы мысленные. Этот образ восходит к Страшному суду, когда Бог воздаст всем по делам их: человечество будет разделено на грешных — "козлищ" и праведных — "овец" (Евангелие от Матфея, 25, 106).
В духовных стихах использовались гиперболы, параллелизмы. Часто употребляемые сравнения наследовали, с одной стороны, книжно-христианскую символику, а с другой — фольклорную. Ф. М. Селиванов отметил в сравнениях опору на принцип от неизвестного к известному, от абстрактного к конкретному: Душа с телом расставалась, как птенец со гнездом.
Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизмами объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочинялись на церковнославянском языке и распространялись в письменном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он освобождался от этой зависимости и наполнялся особенностями народной поэтической речи.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
Тексты.
Русские народные песни, собранные Петром Киреевским. — Ч. 1: Русские народные стихи. — М., 1848.
Сборник русских духовных стихов, составленный В. Баренцевым. — СПб., I860.
Калеки перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова- - Вып. 1-6. - М., 1861-1864.
Песни русских сектантов-мистиков. / Сб. сост. Т. С. Рождественским и М. И. Успенским. - СПб., 1912.
Стихи духовные / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. - М., 1991.
Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., Вступ. ст., примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. — М., 1991.
Исследования.
Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. - Вып. 1-6. — СПб., 1879-1891.
Максимов С. В. Нищая братия // Максимов С. В. По русской земле. - М, 1989. - С. 17-128. (Переизд.)
Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый. — СПб., 1879.
Буслаев Ф. И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф. И. Народная поэзия: Исторические очерки. — СПб., 1887. — С. 434-501.
Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. — Пг., 1917.
Федотов Г. Стихи духовные. (Русская народная вера по духовным стихам). — М., 1991. (Первое изд.: Париж, 1935).
Калугин В. Калики перехожие // Калугин В. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. — М., 1983. — С. 159-251.
Селиванов Ф. М. Художественные сравнения в русских народных духовных стихах // Фольклор: Проблемы тезауруса. — М., 1994. — С. 181-217.
Соколов Б. М. Большой стих о Егорий Храбром: Исследование и материалы / Подгот. текста, вступ. ст., коммент. В. А. Бахтиной. — М., 1995.
Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учеб. пособие для филолог, факультетов. — М. [Марийский гос. ун-т], 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Расскажите о среде бытования духовных стихов.
2. По каким признакам выделяются "старшие" и "младшие" духовные стихи?
ЗАДАНИЕ
Подготовьте сообщение на одну из тем: "Образ св. Георгия Победоносца в русском фольклоре", "Образ св. Георгия Победоносца в духовных стихах", "Интерпретация "основного сюжета" в духовном стихе 'Егорий и . змей'".
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1174;