Социально-экономический и политический строй Древней Руси (X-XII века).
- Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения.
- Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.
- Процесс превращения родоплеменной знати в собственников. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства.
Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община — вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.
С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям — рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор — ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.
В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали прежде всего пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.
Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие — тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг.
Городское население также попадайте в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.
Состав древнего киевского общества по «Русской Правде».
1. Высший слой общества – старцы (старшие), «старцы градские», «старцы людские» - земская аристократия, к этому же слою причисляют огнищан (домовладельцы, землевладельцы, рабовладельцы) или княжеские мужи.
2. Средний слой – люди (людин), мужи, соединенные в общины, верви.
3. Третий слой – холопы или челядь – рабы.
В дальнейшем общественное деление усложняется.
1. Князь и княжеская дружина.
Старшая дружина (думные бояре и мужи + земская аристократия).
Младшая дружина (отроки, гриди + рабы князя).
2. Княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и т.д.).
3. Люди.
Горожане (купцы и ремесленники).
Сельчане.
Свободные (смерды).
Зависимые (закупы).
4. Холопы (отношения непосредственно с хозяином, князь не касается).
1-2 – служат князю. 3. – платят князю.
Переходная экономика.
Ø Основу хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. (Но, Игорь собирает дань с древлян по «кунице с дыма»). На юге пахали в основном хозяйство плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.
Ø Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.
Ø Скотоводство (стойловое).
Ø Промыслы: охота, рыболовство, бортничество.
Ø Домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа.
Ø Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное.
Ø Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство.
Ø Внешняя торговли была связано с образованием государства (господствующие классы), обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, рабов (работорговля)!!!, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.
Ø Военные походы.
Политическая система.
1. Великий князь – защита от внешних врагов, судопроизводство, сбор дани (регламентация).
2. Старшая дружина (бояре, князья) – совещательный орган (дума), наместники (представительство на местах) и воеводы.
3. Младшая дружина (гриди – телохранитель живущий в дворцовых покоях, в гридницах) – исполнительный орган: мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т.д.
4. Местные удельные князья – выставлять дополнительные дружины, управление на местах.
5. Местная дружина.
6. Основное население. Смерды – свободные общинники (лично независимые) и зависимые.
«Русская Правда» Ярослава Мудрого.
Ø “Русской правды” до нас дошло более 100 текстов под таким названием. Но условно все ее тексты делят на три группы:
- краткая редакция (первая по времени) появилась в конце XI века, состоит из 2-х частей (43 статей):
правда Ярослава (во время его правления 1015-1054 годы)
правда Ярославичей (его сыновей в 60-х годах X века)
- пространная редакция (121 статья), в XII веке при Владимире Мономахе, она стала состоять из других двух частей:
Суд Ярослава (гл. образом краткая редакция с некоторыми изменениями)
Устав Владимира Мономаха (преимущественно нововведения)
- сокращенная редакция, возникла во второй половине XV века при Иване III, который начал заниматься кодификацией права.
Ø В XI веке начинает образовываться феодализм на Руси, и конечно его главным признаком – неравенством различных слоев населения:
- князья, стояли над законом; в праве даже не предусматривалось наказание за покушение на него;
- бояре, они подчинялись закону и именовались княжьими людьми; существовала норма предусматривающая наказание за убийство княжьего человека (как их еще называли); сами княжьи люди тоже делились , например, конюх (приближенный к царю) был наголову выше, чем мечник, жизнь которого приравнивалась к жизни свободного человека перед законом;
- духовенство так же обладала определенным статусом; князья духовенство не судили, как и людей церкви, с которыми разбирался свой церковный суд;
- простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие):
Смерды – какая-то часть крестьян, имеющих землю, коней и т.п., но они принижены по сравнению с другими свободными людьми, например за убийство смерда штраф был много меньше нежели за простого свободного человека, да и наследство смерда всегда отходило князю.
Закуп (от купы – своеобразного договора займа – закуп должен был работать на давшего в долг до полной выплаты ); это временно зависимый человек, но в случае попытки побега он становился холопом (то есть рабом), если он отказывался работать или работал плохо хозяин имел право бить его, но с другой стороны если хозяин пытался выдать закупа за холопа и продать его, то закуп освобождался и сам хозяин мог быть наказан.
Рядовичи (от слова “ряд” - договор) – те, кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривен (как и закупа). Быть рядовичем – не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем.
Холопы – рабы классического типа (говорящие вещи), по другому из называли челядинами, а женщин – рабой.
источники холопства ст. 56, 64, 55 ст. 110 ст. 110 ст. 110 | плен; рождение от рабыни; за тяжкие уголовные преступления; зависимый закуп обращался в раба за бегство или кражу; злостный банкрот (неплательщик) женитьба на рабе без договора; поступление в услужение ключником-тиуном (управляющим) без договора о свободе; самопродажа в рабство |
Холоп не имел собственности, не мог отвечать по своим обязательствам, имел статус вещи, за убийство холопа полагался штраф в 5-6 гривен (мера серебра – примерно 204 гр. в монетах, слитках, ломе) – 40 гривен – 20 коней.
Ø Система права Киевской Руси. Право делилось на:
- светское;
- церковное;
- отсутствует кодификация.
При Ярославе еще существовал институт кровной мести, но уже при Ярославичах он был отменен или сильно ограничен.
Наиболее распространенным наказанием был штраф (вира)=40 гривнам за свободного человека, двойной вире за княжьего и 5 гривнам – за смердов и холопов. Смертной казни теоретически почти нет, но на практике это конечно не так.
Процесс во времена “Русской правды” носил состязательный характер. Существовало несколько способов ведения следствия:
гонения (куда выведет след)
??? (человек должен был явиться на площадь и заявить о пропаже вещи, а встретив после эту вещь у кого-нибудь, то он обязан сказать о своих подозрениях последнему и предложить ему пойти на свод, то есть к тому, у кого он взял эту вещь; в случае отказа или неспособности это сделать вина считалась доказанной).
Гражданское право трудно охарактеризовать по “Русской правде”. В ней было ограничение на проценты (если долг – 100 гривен, то проценты должны быть меньше 100 гривен), но других законов почти не было. Более подробно рассматривается наследственные права, которые носят типично феодальный характер. У бояр, в случае отсутствия наследника, наследовала все девочка, а у смердов – все имущество переходило князю.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 4066;