Поздний меркантилизм
Французский меркантилизм. А. Монкретьен, рано осиротевший и получивший образование у иезуитов в городе Кане, начинал как драматург, поэт и... дуэлянт. За убийство соперника был вынужден эмигрировать, благодаря чему увидел успехи торговли и промышленности в Англии и Голландии, а по возвращении основал металлообрабатывающее предприятие по заграничным образцам.
Свое сочинение Монкретьен написал специально к созыву Генеральных Штатов и адресовал юному королю Людовику XIII. Структура трактата задана приоритетами экономической политики, целью которой должно стать противодействие наплыву во Францию импортных товаров за счет их внутреннего производства, а сам трактат разбит на 4 части: 1) «О механических искусствах»; 2) «О торговле»; 3) «О навигации»; 4) «О примере и главных заботах Принца». Верноподданнический посыл был оценен назначением Монкретьена губернатором в провинцию Шатильон. Туда Монкретьен перенес свое предприятие, расширил его, обзавелся торговым кораблем, но тщетно ждал от короля содействия своим обширным рекомендациям. Монкретьен ввязался в мятеж гугенотов и бесславно погиб.
У кардинала Ришелье было гораздо больше возможностей для претворения своих идей. Он возлагал особые надежды на перепродажу мехов из открытой французами Канады, поддержал «Компанию ста» для ее освоения и заселения, а также «Компанию островов Америки», захватившую при его жизни Гваделупу и Мартинику в Карибском море. В своем «Политическом завещании» (1639) Ришелье очерчивал горизонты внешней торговли Франции, чтобы добиться активного торгового баланса — превышения экспорта над импортом.
Как синоним практического меркантилизма с конца XVIII в. используется термин кольбертизм, по фамилии знаменитого государственного деятеля Франции Жана-Батиста Кольбера (1619—1683). На посту генерального контролера финансов (1665—1683) он внедрил систему развернутого протекционизма (защиты национальной промышленности) для замещения импорта внутренним производством (особенно предметов роскоши) и повышения конкурентоспособности французских товаров на внешних рынках. Система Кольбера включала: высокие таможенные пошлины на вывоз продовольствия и сырья и ввоз готовой продукции; насаждение крупных «королевских мастерских» (мануфактур); приглашение лучших иностранных мастеров для налаживания внутреннего промышленного производства; жесткость технологических инструкций и контроля качества изделий. Зарплата наемных работников была установлена на уровне прожиточного минимума, а ради сохранения их покупательной способности правительство установило максимум цен на зерно и запретило его вывоз. Кольбер гордился тем, что благодаря его политике французы в течение одного поколения превзошли прежних лидеров — венецианцев, фламандцев и голландцев — в производстве зеркал и стекла, разнообразных шелковых и тонкосуконных материй. Однако оборотной стороной этих достижений стало угнетенное состояние сельского хозяйства Франции.
Английский меркантилизм. Доктрину активного торгового баланса проводили деятели знаменитой, учрежденной в 1600 г. Английской Ост-Индской компании. Многолетний член ее совета директоров лондонский купец Томас Mан (1571—1641) был автором сочинения с характерным заглавием: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства».
Ссылаясь на пример морских торговых республик — Венеции, Генуи, Голландии — Ман доказывал, что наиболее выгодна транзитная, посредническая торговля. И Англии, расположенной очень удобно, надлежит стать складом дальнепривозных «колониальных товаров» (пряностей, индиго, шелка-сырца, хлопка), чтобы с выгодой перепродавать их в места, где в них нуждаются. Т. Ман обосновал ошибочность запрета на вывоз благородных металлов из страны, поскольку денежные операции за границей могут расширить сферу влияния британской торговли и обеспечить приток золота и серебра в большем количестве. Можно и нужно вывозить благородные металлы, покупать на них товары в Азии и перепродавать в Европе с удорожанием в несколько раз.
Итальянский меркантилизм. Антонио Серра написал «Краткий трактат о средствах снабдить в изобилии золотом и серебром королевства, лишенные рудников драгоценных металлов» (1613), сидя в неаполитанской тюрьме. Неаполь, где жил Серра, веками был крупнейшим городом Западной Европы и притом портовым, был окружен плодородными землями, но его жители оставались бедными, тогда как генуэзцы с их бесплодной почвой разбогатели. Отсюда Серра заключил, что изобилие денег зависит не от плодородия, а от характера населения и умелой политики правителя.
Серра предложил классифицировать источники богатства на «естественные» и «искусственные», причем его классификация совсем не похожа ни на разграничение Аристотелем естественной и искусственной хрематистики, ни на будущие рассуждения физиократов и А. Смита о естественном порядке. Естественное богатство — это золотые и серебряные рудники. Искусственные источники богатства подразделяются на «специфические» и «обычные»; к первым относятся те, что обусловлены природой: избыток продуктов сельского хозяйства и местоположение государства относительно других государств и частей света.
Эти источники могут проявляться не по всякой стране — в отличие от обычных, к которым Серра отнес прежде всего количество и уровень развития ремесел. Именно в ремеслах главный источник увеличения богатства страны, поскольку по сравнению с сельским хозяйством они не зависят от погодно-климатических условий и могут давать продукцию:
1) быстро умножаемую по количеству; 2) более надежную в сохранности; 3) более дорогую. Развитие ремесел является предпосылкой экспортной торговли, приносящей стране изобилие денег.
Серра четко выразил подход, доминировавший в предложениях и практике последующих меркантилистов: корректировка государством структуры хозяйства — наращивание объема ремесленной и промышленной продукции, более выгодной для экспорта и активизации торгового баланса.
Среднеевропейский меркантилизм. В государствах Средней Европы — Австрии и германских княжествах — на меркантилизм наложила отпечаток практика подготовки образованных правительственных чиновников, способных наилучшим для казны образом управлять отдельными отраслями: извлекать доходы из природных ресурсов, совершенствовать ремесла, упорядочивать состояние финансов.
Иоганн Иоахим Бехер (1635—1682), часовых и многих других дел мастер, автор «Политического рассуждения о том, как сделать страну богатой и густонаселенной» (1668), стремился использовать для улучшения торгового баланса могущество знания. Бехер первым рекомендовал насаждать картофель для более «приличного питания» народа. Он ввел в обиход термин мануфактура (от лат. «manus» — «рука» и «factura» — «изготовление») и основал «Мануфактурный дом» (1673) при императорском дворце, в Вене. Это было крупное предприятие с разнообразными мастерскими и алхимической лабораторией, предназначенное для производства шерстяных и шелковых тканей, венецианского стекла, фаянсовой посуды и т.д. Бехер изобретал различные станки и даже якобы получил путем «алхимической трансмутации» унцию серебра из свинца, о чем выбил памятную медаль (хранится в Музее истории искусств в Вене).
Бехер также предлагал учредить Коммерц-коллегию для того, чтобы пресекать три зла в торговле: монополию, спекулятивную скупку товаров в ожидании роста цен («прополию») и разорительную конкуренцию («полиполию»).
Венский юрист Филипп фон Хорник (1638—1712), сановник императора Священной Римской империи германской нации, уповал на регламентацию всех основных отраслей хозяйства. В памфлете «Австрия превыше всего, если она того пожелает» (1684) фон Хорник сформулировал 9 правил, семь из которых касались поощрения внутреннего производства и экспорта ремесленно-промышленной продукции — и, напротив, ограничения покупки и потребления импортных продуктов, особенно заграничных предметов роскоши. Он особо подчеркнул, что выручка от продажи мануфактурных изделий может превзойти ценность сырья в 2, 3, 10, 20 и даже 100 раз.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1381;