ВЕЩЬ В ТОТАЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ.
История тотального дизайн», по сути, это попытка претворения утопий, представленных в виде теоретически-смоделированного «идеал-проекта», в жизнь. По масштабам охватываемых проблем, по прогностическим результатам воздействия на человечество в целом, данный вид дизайна получил приставку «тотальный». Тотальный (от лат. totalis) - полный, всеохватывающий, всеобъемлющий. Сращение двух объемных понятий «тотальность» и «дизайн» говорит о грандиозных планах по реконструкции всего мира, а также такое сочетание усиливает изначально заложенный в дизайн-деятельности принцип гуманизма. Основываясь на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутый любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей, тотальный дизайн, как вид проектировочной деятельности, стремится формировать и регулировать жизнь общества.
Отталкиваясь от идеи реализации на Земле утопии, тотальное проектирование опирается на законы гармонии и стремится к идеалу. В конечном итоге утопия предполагает создание образца совершенного общества на основе именно идеализированного представления. «Понятие «идеал» - существенный конструктивный элемент утопического сознания. Именно ориентация на идеал, а не просто устремленность в будущее является отличительным признаком утопии». [7, 71] Идеал, как категория утопии, отражает стремление сделать жизнь человека лучше, путем преобразования окружающей действительности на основе высоких гуманистических идеалов.
Изначально в тотальном дизайне заложено противоречие, не позволяющее продуктам тотального дизайна успешно функционировать. Это противоречие заключается в стремлении к синтезу идеальных качеств в конечном продукте. Такой подход превращает предмет в самостоятельную величину, не зависящую от человеческой деятельности. Получается некий «идеальный предмет», автономный и самодостаточный «абстрактный объект», в то время как идеальный предмет становиться таковым только в результате субъективной деятельности с предметом, в процессе которой он «раскрывается» и превращается в «вещь». Таким образом «идеальное для всех» невозможно при личностном отношении. В данном контексте «вещь» перестает существовать и превращается в предмет. При таком подходе, выраженном в стремлении к идеальному, стандартизации и унификации, человек будет окружен «развеществленными» предметами, исключающими личностное отношение к ним. В процессе реализации замыслов тотального дизайна будет создаваться предметный мир, не несущий информацию о его создателях и опыте жизнедеятельности. Существование только «идеальных» предметов не позволит человеку реализовать себя во всей полноте потребностей и проявлений. В такой среде вещи останутся нейтральным и даже чуждыми объектами, где пользование вещами не будет означать их обладания, где вещи смогут быть механически заменены на подобные им.
Однако в задачах тотального дизайна значится стремление наполнить идеализированную среду именно идеальными «вещами». Именно здесь и содержится неразрешимое противоречие. При этом, отвергая историческое развитие, предполагается создание новых «невиданных вещей» и если «в условиях ремесленного производства форма вещи складывалась эмпирически, совершенствуясь веками, от поколения к поколению» и «ремесленное изделие могло быть улучшено мастером в последующих образцах», то тотальный дизайн нацелен на создание всей предметной среды единовременно. [1, 34] Исходя из масштаба преобразований, свойственного тотальным проектам, нужно отметить особое отношение тотального дизайна к предметно-пространственной среде. «При проектировании предметно-пространственной среды вещи выступают как элементы ее формирования, а их совокупность организует пространство, где особое значение приобретают связи между ними, их реакции друг на друга, их формально-пластические характеристики». [2, 22-23] Однако в тотальной среде вещи отражают только общие установки и идеи.
Задачи тотального дизайна, выраженные в стремлении к стандартизации и унификации предметной среды, не противоречат общим требованиям, которые выдвигает техническая эстетика к изделиям машиностроения и культурно-бытового назначения: «предметный мир, окружающий человека, должен составлять гармоничное целое и возможно лучше служить человеку. Количество предметов, окружающих человека, должно быть минимальным, чтобы не осложнять нормального развития функциональных процессов» и «вместе такие предметы должны дополнять друг друга функционально и создавать при этом разнообразные рациональные и эстетически полноценные комплекты». [1, 3-4] С одной стороны вещь в тотальном дизайне это некий предмет-абсолют, максимально удовлетворяющий потребности человека. Вещь не только незаменимая, но и незаметная. Такой предмет в идеале не может иметь множество вариаций, должен характеризоваться сдержанностью и простотой. В стремлении к стерильности дизайна также проявляется тенденция к обезличиванию. Своей чистотой и рациональностью продукт тотального дизайна демонстрирует безразличие к будущему владельцу. С другой стороны вещи в тотальном дизайне, согласно установке на массовое пользование и тираж, изначальной обесцениваются, не выражая личных привязанностей их владельца. С. О. Хан-Магомедов отмечает, что «во внешней «неупорядоченности» (для постороннего взгляда) бытовой предметной среды можно увидеть проявление личности, потребность человека в психологической раскованности» и делает вывод, что «рационализация функциональных процессов в быту и унификация оборудования должна иметь свои пределы». [6, 12] Однако именно максимальное обезличивание вещей в дизайне и безличностное отношение человека к вещам являются главными признаками тотального дизайна.
В погоне за идеальными вещами тотальный дизайн унифицирует не только предметы, но также унифицирует и человека. В системе тотального проектирования человек становится вещью. Измерение «в себе» заменяет автоматизм и программирование на определенные действия. «Случилось страшное: наследники индустриальной эпохи перестали страшиться отчуждения. «Ничего такого страшного нет в уподоблении вещам» - полагает человек целлулоидно-плюшевой эпохи». [5, 78] В результате формируется общество готовое к восприятию стандартных решений и благоприятно принимающее «вещи с человеческим лицом», в которых маскируется сделанность и принцип ее устройства, взамен чего появляется «человеческий интерфейс». «Вещи в масках… уже сейчас ориентированы на идеального потребителя, человека будущего…». [5, 80-81] Тотальный дизайн создает некого "среднего человека среднего пола". Это проявилось в одежде, предметной среде, отдыхе, общении, поведении, еде, мыслях, работе и т.д. Среднему человеку среднего пола легче подобрать средний дом, среднюю жизнь, удовлетворить усредненные потребности. Таким образом, создаются идеальные условия для диктатуры тотального дизайна.
Дж. Нельсон, будучи уверенным в том, что массовый потребитель нуждается в информации о «состоянии социальных систем», призывал к «развеществлению», интеграции вещей, целостной предметной среде. [4, 25] Тотальному дизайну частично удалось избежать «развеществления» в смысле внутреннего содержания вещи, как это можно наблюдать в современном коммерческом дизайне, где происходит стремительное сужение области бытования вещей. Еще В. Папанек предупреждал о смещении приоритета с внутреннего содержания вещи на ее упаковку. С частичной утратой функциональности и ее переходом в сферу одноразового пользования (одноразовый стаканчик, одноразовые часы, фотоаппарат-мыльница), вещи превращаются в симулякры - недолговечные заместители, что уничтожает их внешнюю форму. Таким образом, в ближайшем будущем может стать затруднительным правильно называть вещи, исходя из внешней формы. С другой стороны «развеществление» в тотальном дизайне произошло за счет снижения уровня духовного освоений вещей.
В случае реализации программы тотального дизайна на практике, человечество утратит возможность вещей выступать в роли носителей культурных ценностей и символов. Вещи, традиционно рассматриваемые в контексте проектной деятельности, в тотальном дизайне возвращаются к состоянию предметов. Новые «невиданные вещи» становятся нейтральными, безликими, малоинформативными. С другой стороны, в условиях тотальной унификации и стандартизации до состояния вещей опускаются люди, что противоречит принципам гуманизма. Уничтожая вещь как таковую, стремясь к реализации утопии, тотальный дизайн сам становится утопией.
Список литературы
1. Вопросы технической эстетики. Вып. 1. (Сборник статей) / ред. коллегия: Г. Б. Минервин и др. М.: Искусство, 1968.
2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Минервин Б. Г., Шимко В. Т., Ефимов А. В. и др.: под общей редакцией Минервина Б. Г., Шимко В. Т. М.: Архитектура-С, 2004. 288 с.
3. Методика художественного конструирования / Соловьев Ю. Б. и др.; под ред. Соловьева Ю. Б., Сидоренко В. Ф., Дижура А. Л., Кузьмичева Л. А., Щелкунова Д. Н. М.: ВНИИТЭ, 1987. 58 с.
4. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971. 208 с.
5. Секацкий А. К. Эстетика в эпоху анестезии // Тр. конф. « Глобализация в социально-философском измерении». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 65-81.
6. Хан-Магомедов С. О. Унификация и стилизация в современной мебели (проблемы и противоречия) // Техническая эстетика. 1981, №5, С. 11-13.
7.Черткова Е. Л. Утопия как тип сознания // Общественные науки и современность. 1993. № 3.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
указатель_на_объект –> имя_компонента | | | Задача о касательной к данной кривой |
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 898;