Источники и основы средневековой культуры.
Источникамисредневековой культуры являются т.н. «романское начало» - традиции Западной Римской империи: право, наука, искусство, философия, христианство и «германское начало» - культура языческих варварских племен: франков, бриттов, саксов и др.
В социально-экономическом отношении средневековью соответствует зарождение, развитие и разложение феодализма. Средневековое общество имело сословно-иерархическую структуру и делилось на три сословия: духовенство, рыцарство и народ («третье сословие»). Каждое из них имело иерархическое членение, за каждым из них средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, а священную обязанность. Все заботы о духовной жизни («дела небесные») были уделом духовенства, оно считалось первым, высшим сословием. Рыцарство решало государственные задачи («дела земные»), поддерживало церковь, защищало веру и народ. «Третьему сословию» (крестьянам, бюргерам, купцам, ремесленникам) Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда и тем обеспечивать существование всех. Естественно, что выполнение всех перечисленных обязанностей требовало соответствующего образа жизни и деятельности.
Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. Именно христианство стало основной осью мира Европы, которая влияла на все стороны жизни человека, его духовные приоритеты и устои общества.
Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуализме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ. Учение о греховности человека и Страшном Суде, страх перед неотвратимым наказанием порождали в средневековом обществе особую психологическую атмосферу, принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью жизни и неотвратимостью смерти.
Церковь в средние века была важнейшим институтом культуры, она стремилась к господству над всем христианским миром (крестовые походы), выступала арбитром в спорах между государствами, активно вела коммерческую деятельность (продажа индульгенций). Огромную роль в ее структуре играло монашество. Монастыри добились значительных успехов в ведении хозяйства и превратились в подлинные центры культурной жизни, образования, воспитания и науки. Римско-католическая церковь всегда боролась с конкурентами - еретиками, ведьмами и колдунами, используя инквизицию.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 954;