МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Культуры Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название – античная культура. Понятие «античность» было введено в эпоху Возрождения итальянскими гуманистами для обозначения культуры Греко-римской культуры, к возрождению которой они стремились. Антич­ная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных дос­тижений более ранних цивилизаций древнего мира.

Характерные черты античной культуры:

- рациональный подход к пониманию мира;

- эмоционально-эстетическое его восприятие;

- стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Подъем и расцвет культуры Древней Греции является в истории исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры ("греческое чудо"). Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что эллинам удалось почти одновременно и практически во всех областях культуры достичь невиданных высот. Никакой другой народ - ни до, ни после - не смог сделать ничего подобного. Греки многое позаимствовали у египтян и вавилонян. Однако все заимствования они использовали как исходный материал.

Греция стала родиной всех современных форм государства и управления, прежде всего - республики и демократии. Тип организации имел форму полиса – города – государства, гражданской общине которого принадлежала окружающая сельскохозяйственная территория. Греки удачно соединили формы собственности, коллективный и индивидуальный интерес, аристократию с республикой. В Греции четко выделились два труда: умственный и физический. Физический труд считался уделом раба.

Основу всего уклада жизни эллинов составляла состязательность (Олимпийские игры, диспут, поле боя, театр). Высшей ценностью был дух свободы. Образ жизни греков определяли такие ценности, как истина, красота, добро, находившиеся в тесном единстве ("прекрасное-доброе"). Истина приобретала нравственно-ценностное измерение. Не менее важное значение для греков имела мера. Она связывалась с соразмерностью, умеренность, гармонией и порядком ("ничего слишком"). Поэтому эллины, с одной стороны, считали собственность неотъемлемым атрибутом человека: вместе с утратой собственности человек терял все гражданские и политические права, переставая быть свободным. В то же время стремление к богатству осуждалось. Идеалом эллинов был гармоничный, развитый, свободный человек (физическое совершенство и владение всеми видами искусства, науки и философии).

Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и куль­турными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III — II тыс. до н. э.),

- гомеровский (XI — IX вв. до н. э.),

- архаический (VIII — VI вв. до н. э.),

- классический (V — IV вв. до н. э.),

- эллинистический (вторая половина IV — сере­дина I в. до н. э.).

Эгейскую культуру иногда называют крито-микенской (остров Крит и Микены), а также минойской культурой (по имени царя Миноса). Наиболее известным памятником этого периода считают Кносский дворец–лабиринт, (здесь обитал описанный в мифах Минотавр). Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел ванны. Высокого уровня достигла на Крите скульптура малых форм. Лучшим достижением критского искусства считается настенная живопись. Извержение вулкана приводит к гибели эгейской культуры. Центр цивилизации перемещается в Микены. Микенская или ахейская культура возникла на юге Балкан и была близка к критской. Из памятников выделяются светская архитектура (Микенский дворец), живопись (росписи дворцов) и шахтные гробницы – захоронения с украшениями, сосудами, оружием и золотыми масками.

Гомеровский период. Главными источниками считают гомеровские поэмы "Илиада" и "Одиссея" (VIII век до н.э.). Уровень культуры этого времени ниже предыдущего. В частности, утрачена государственность, дворцовый уклад жизни, письменность. Все рождалось заново. Применение железа ускорило развитие культуры.

Архаический период. Это период быстрого развития Древней Греции. Изменения происходят практически во всех областях. За 300 лет произошел переход от деревни к городу. Город-государство стал основной формой организации общественной жизни. Складывается система денежного обращения. В духовной культуре получает развитие алфавитное письмо (на основе финикийской письменности), создается система образования. Формируются основные этические нормы и ценности, рождается идеал Человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. В 776 г. до н.э. возникают Олимпийские игры. В архаическую эпоху возникает философия и наука. Высокого уровня достигает художественная культура. Складывается архитектура (дорический и ионический ордера). Ведущим типом постройки является сакральный храм. Возникает также монументальная скульптура (курос и кора). Настоящий расцвет переживает поэзия. Античная мифология приобретает классический, совершенный вид.

Классический период. Это время наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации. Раскрывает свои возможности античный полис. Высочайшего уровня достигает философия. Успешно развиваются математика, медицина и история. Невиданный расцвет переживает художественная культура, архитектура и градостроительство. Совершенства достигает скульптура. Высшей точки достигает греческая литература. Главным литературным событием становится рождение и расцвет трагедии, комедии и театра.

Эллинизм. Это заключительный этап древнегреческой культуры. Уровень высокой культуры еще сохраняется. Но в философии он несколько снижается. С созданием державы Александра Македонского идет экспансия эллинской культуры на территории множества восточных государств, где она соединяется с восточными культурами. Под влиянием греческого образа жизни и греческой системы образования образуется эллинская культура. Наиболее успешно развиваются наука (математика), архитектура (библиотека в Александрии, Александрийский маяк), скульптура (статуя бога Солнца Гелиоса, Венера Милосская, Ника Самофракийская). В 146 г. до н.э. Древняя Эллада перестала существовать.

Культура Древнего Рима существовала с VIII в. до н.э. и до 476 г. н.э. На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух вели­ких культур античного мира: этрусков и греков. Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

- царский (VIII - начало VI века до н. э.);

- республиканский (510 - 30 гг. до н. э.);

- период империи (30 гг. до н. э.- 476 г. н. э.).

Взгляды ученых на Древний Рим самые разные. Одни (О. Шпенглер, А.Тойнби) не видят в Древнем Риме самостоятельности и самобытности культуры и цивилизации. Они считают, что Древний Рим являл собой завершающий этап, кризис античности. Его вклад ограничился главным образом развитием государства, права и техники. Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не создал ничего нового и оригинального, не пошел дальше заимствований и популяризации того, что сделано греками. Рим никогда не поднимался до высот эллинской культуры.

Другие оценивают древнюю культуру Рима как не менее самобытную и оригинальную, чем другие культуры. Римляне существенно отличались от греков. Они создали свою систему ценностей и идеалов, главными среди которых были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, почитание богов, идея об особой богоизбранности римского народа, о Риме как высшей ценности. Римляне возвышали роль и ценность закона. Для них общественные интересы были выше интересов индивида. В то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденными гражданами и рабами. Рим достиг наивысшего уровня развития рабства. Наиболее достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, разработка права, историография, земледелие. Римляне были более воинственными, в отличие от эллинов. Завоевательные войны превратили небольшой городок в мировую империю.

Достижения Древнего Рима связаны с римским правом и с развитием государственности в таких формах, как республика и империя, с классическими образцами военного искусства, градостроительства, прекрасными дорогами, великолепными зданиями, грандиозными акведуками.

Местоантичной культуры определяется тем, что она стала отправной точкой в развитии европейской цивилизации. Значениеее заключается:

· в создании литературы, искусства, философии, которые стали образцами культуры и по сей день не утратили свою ценность;

· в том, что было положено начало науке – системе знаний и способу мышления и праву – регулятору социально-политической жизни общества;

· в открытии человека как прекрасного и совершенного творения природы, как меры всех вещей.

 

 

· Художественная культура Древней Греции

· Театр

· Архитектура

· Скульптура

· Вазопись

Театр.

· В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх, - бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. В Аттике (область на юго-востоке Центральной Греции с центром в Афинах) в честь Диониса устраивались пышные праздники. По предположениям многих учёных, древнегреческий театр и возник из обрядов, посвящённых этому богу.

· В основе древнегреческой драматургии лежат мифы. Они были известны каждому греку, и зрителям особенно интересна и важна была трактовка событий автором пьесы и актёрами, нравственная оценка поступков героев. Расцвет античного театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты-драматурги - Эсхил, Софокл иЕврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства. К сюжетам античных пьес не раз обращались драматурги последующих эпох. До наших дней дошли и сочинения Аристофана- создателя политической комедии.

· Театральные представления были организованы как соревнования - авторов пьес и актёров. Театр в Древней Греции считался делом государственным, поэтому за организацию представлений отвечал архонт - высшее должностное лицо города. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его рас­поряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый горожанин - хорег, которого также назначал архонт. Спектакли были платными, но беднякам выдавались специальные деньги.

· Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических условий и рельефа. Зрители первых спектаклей рассаживались по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр в Афинах вмещал семнадцать тысяч человек, в Эпидавре - десять тысяч. Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спо­койствие и т. д.), и в соответствии с сюжетом актёр в течение спектакля менял собственные «лики». Маски одновременно служили резонаторами - усиливали звучание голосов. Исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), они делали фигуру выше, а движения - значительнее. Цвет одежды актеров наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных плащах, царицы-в белых, с пурпурной полосой. Чёрный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась ве­стникам. В древнегреческом театре использовали простейшие машины

· Актёры в Древней Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорождённый мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актёра, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей.

· Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра. Именно в ту да­лёкую пору сформировались ведущие жанры драматургии, возник сам тип зрелища.

 

Архитектура.

· Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна. Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры - прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры - храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы - моноптеры и толосы.

· Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и упо­доблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела. В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (ан­таблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого хра­мового здания выполняла строго опреде­ленную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

· К VI в. оформляются дорический и ионический варианты ордера. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов, которым посвящены храмы.

· V в. до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных концах Греции: в это время создаются наиболее совершенные комплексы, восстанавливаются после греко-персидских войн города и отдельные памятники, по­является новый, более нарядный ордер - коринфский, для которого характерна капитель колонны, укра­шенная листвой и завитками. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Необходимо отметить антропоморфизм греческой архитектуры, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской – грациозной женской фигуре (атланты и кариатиды). Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс со­оружений на Афинском Акрополе, созданный под общим художествен­ным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя счи­тается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - пропилеи (пара­дные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон, один из шедевров мировой архитектуры. Недалеко от Парфенона был построен в ионическом стиле другой великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

· Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: Александр Македонский, по преданию, основал 70 го­родов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма ра­циональную планировку. Улицы были вдвое шире улиц старых гречес­ких городов, удобств было больше, чем в городах средневе­ковья. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство обще­ственных зданий – театров (в Дельфах, Пергаме, Сиракузах), библиотек (в Александрии, Антиохии) и сооружений научно-практического назначения (Фаросский маяк). Постройки эллинистического времени отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания (алтарь Зевса в Пергаме). В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эллинизма прославляли царей и правителей.

Скульптура.

· Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом ис­кусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

· Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой - преодолела многочисленные условности предшествующего периода. Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совер­шенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются од­нозначно, внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Индивидуализации и психологи­зации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы - совсем не главные части фигур. Главной задачей искусства V в. до н. э. было изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса, в котором нравственная красота неотделима от физической. Скульптура, выполнялась в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Великие скульпторы V в. до н. э. - Фидий, Мирон, Поликлет.

· Скульптура поздней классики стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции - драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. - Скопас, Пракситель, Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н. большее место, чем раньше, заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

· Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что со­ставляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть «жанром». Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Выдающиеся скульпторы эпохи – Агесандр, Афинодором, Полидор.

Вазопись.

· Древние греки достигли боль­шого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи. Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Амфоры вручали победителям спортивных состязаний, лекифы ставили на могилы, в пифосах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.

· За несколько столетий искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный гео­метрический узор (треугольники, звездочки) гомеровской эпохи, располагавшийся поясами по всей поверхности сосуда, постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. В VII в. до н.э. преобладал ориентализирующий (восточный) стиль. Мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах. Это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. В VI до н. э. В Коринфе возникла чернофигурная техника росписи сосудов, в которой неглазурованная красная глина раскрашивалась в черный цвет и расписывалась мифологическими или батальными сценами. В IV до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлению краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

 








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1333;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.