Избирательное право по конституции 1791 г.
По Конституции 1791 г. избирались депутаты законодательного собрания, местные департаментские и муниципальные органы власти. Вопреки Декларации прав 1789 г., признававшей общее равенство в правах, конституция 1791 г. разделила граждан на активных и пассивных по имущественному цензу. Активными могли быть французские граждане мужского пола, достигшие 25-летнего возраста, проживающие в определённом месте в течение установленного законом времени - ценз осéдлости, не находящиеся в услужении в качестве прислуги, удовлетворяющие требованиям небольшого имущественного ценза, платившие прямой налог в размере не менее трёхдневной зарплаты. избирательное право получили только активные граждане. Активных граждан насчитывалось около четырёх миллионов приблизительно на 24 миллиона французов. Два миллиона пассивных граждан лишались избирательного права, так как они не имели собственности.
Для своей эпохи конституция 1791 г. устанавливала весьма демократическое избирательное право, особенно по сравнению с цензовыми французскими конституциями 1814 и 1830 гг., когда число избирателей во Франции насчитывалось от 90 тысяч в эпоху реставрации монархии Бурбонов до 200 -240 тысяч в эпоху июльской монархии. В Англии, где парламент существовал уже более 500 лет, избирательным правом обладали до первой избирательной реформы 1832 г. 220 тысяч избирателей при населении 14 миллионов, а после неё - 650 тысяч.
Активные граждане на своих первичных собраниях избирали муниципальных должностных лиц и особых выборщиков, которые обладали более высоким имущественным цензом, чем избиратели. Выборщики в каждом департаменте - области, на которые разделялась Франция, составляли избирательное собрание. Оно избирало департаментскую администрацию и представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан.
Члены законодательного собрания избирались на два года двухстепенными выборами. Активные граждане на своих первичных собраниях избирали выборщиков с бóльшим имущественным цензом, а выборщики избирали депутатов. Депутаты считались представителями не отдельного департамента, а всей нации. Отсюда вытекало, что депутат не ответственен перед избирателями, независим от них, не может быть отозван, то есть лишён полномочий своими избирателями. Депутаты объявлялись неприкосновенными. Для преследования за уголовные преступления депутатов требовалось согласие законодательного собрания. За мысли или действия, касающиеся их депутатской деятельности, они не могли подвергаться преследованию.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 3985;