Лекция 7. Организация буддистских паломнических туристских программ.
Буддизм
Четырьмя наиболее священными местами в буддизме являются те, где произошли основные события жизни Будды: Лумбини в Непале, где он родился; Бодхгая в индийском штате Бихар, где к нему пришло озарение; Сарнатх, в 8 км севернее Бенареса, где он произнес первую проповедь; и, наконец, Кусинара в индийском штате Уттар-Прадеш, где он умер. Все эти священные для буддистов места находятся на севере Индостана, где в настоящее время больше нет буддистов. Это одна из причин, что они не привлекают колоссальные толпы индийских паломников, а скорее несут печать меланхолии и безмятежности. Кроме того, даже по своей доктрине буддизм не склонен к паломничествам: мир лишь иллюзия, и озарение достигается скорее медитацией и внутренней духовной жизнью. В целом религиозный пыл буддистов больше выражается в празднествах, отмечающихся по определенному поводу, чем в паломничествах. Существует легенда, что первые семена буддизма попали в Тибет с Неба.
Столица Тибета -Лхаса расположена на высоте 3600 метров над уровнем моря.
Сейчас, население Лхасы насчитывает около 150 тысяч человек. В городе несложно ориентироваться, он условно делится на Западную (китайскую) и Восточную (тибетскую) части. Основные достопримечательности столицы Тибета, которые стоит посетить: Дворец Потала, Дворец Норбулингка, Храм Джокханг, Монастырь Дрепунг, Монастырь Сэра.
Дворец Потала
История Поталы восходит к 7-му веку, когда царь Сронцзен Гампо распоряжается построить в центра Лхасы, на Красной Горе дворец. Само слово "Потала" происходит из санскрита и обозначает "Мистическая Гора". Все здание разделено на Красный и Белый дворец. На строительство было затрачено несметное количество камня, дерева, золота и драгоценных камней. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все. Дворец Потала входит в "Книгу всемирного наследия ООН" и считается одним из уникальнейших памятников архитектуры.
Храм Джокханг
Джокхангх (Тсуглхакхангх) является одним из самых почитаемых храмов тибетского буддизма и местом паломничества верующих. Он заложен в седьмом веке царем Сронцзен Гампо для того, чтобы поместить туда изображение Будды Акшобья, привезенное в период становления буддизма в Тибете одной из двух своих супруг, прекрасной непальской принцессой Бхрикути.
Храм открыт для посещения, как правило, с восьми до полудня, и иногда после обеда. Вход на крышу (последний этаж) открыт с восхода до заката солнца.
Паломники из разных городов и селений Тибета приходят в храм Джокханг, совершая обряд "простирания" от своего дома до ступеней этой святыни. Тибетцы, стоя перед храмом складывают руки в молитвенный жест вначале перед лбом, потом перед грудью, а затем кладут руки на землю, приседая, и скользят ладонями вперед по земле, как бы вытягиваясь в струну. И так они делают много раз и довольно долгое время, тем самым как бы "служа Будде". Нередко на дорогах можно встретить паломников, на лбу которых образуется огромная шишка, оттого что на протяжении всего пути к храму они ползут по пыльным дорогам.
Гора Кайлас
Множество мифов и легенд связываются с Кайласом, четыре мировых религии считают Кайлас священным местом. Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая, как утреннее солнце, как огонь, не затуманенный дымом, неизмеримая и для людей, несущих грех, недоступная". Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения. В истории Бон-а первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас. В буддизме считается, что там живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни.
Кайлас это не самая высокая гора в своем районе - всего 6714 метров. Однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В Бон-е Кайлас иногда так и называют "Горой Свастики".
Кора (ритуальный обход)
Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить ритуальный обход. Считается, что обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А стовосьмикратный обход обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются три и 13 обходов.
Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53 км., составляющее "Путь вокруг Кайласа", многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. У наших (и западных) туристов стремление к Нирване, как правило, не столь высоко, поэтому один обход обычно делается в более размеренном темпе за два-четыре дня. Вокруг горы расположено множество местных достопримечательностей и красивых видов, поэтому неспешное и вдумчивое продвижение вполне оправдано.
Самая высокая точка при обходе вокруг Кайласа, - перевал Дрёмла-ла высотой 5630 метров. Перед началом обхода загадайте желание, - оно исполнится.
Вопросы для самоконтроля.
1. Организационные особенности паломничества в Лхасу.
2. Что расположено в Потале.
3. Каковы особенности посещения горы Кайлас.
4. Что такое «кора».
ТЕМА 7
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1072;