ГЛАВА ХХI ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВВ. В ЕВРОПЕ

 

Что такое эмпиризм?

 

Отличие нового мира от более ранних форм обусловлено наукой. Новый мир начинается с XVII века. Основателем новой философии явился Рене Декарт.

В создании науки выдающее место принадлежит четырем великим личностям: Копернику, Кеплеру, Галилею и Ньютону.

 

Эмпиризм, Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк.

 

Эмпиризм (это греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте
и посредством опыта.

Френсис Бэкон

(1561-1626)

Основатель современного индуктивного метода.

Сын лорда, хранителя Большой печати, лорд канцлер, смещен с поста за взятки.

Цель философии – дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. «Знание – сила».

Философия должна быть отделена от теологии. В познании подчеркивает важность индукции в противоположность дедукции. Этот метод показывал как классифицировать наблюдаемые факту, на которых должна базироваться наука.

«Мы не должны уподобляться ни паукам, которые ткут нить из самих себя, ни муравьям, которые просто собирают, а быть подобными пчелам, которые и собирают и упорядочивают».

 

Идолы познания

Идолы – плохие привычки ума, которые приводят людей к ошибкам.

5 видов:

1. Идолы рода – наследственные в природе человека (привычка ожидания большего порядка, чем действительно можно найти в явлениях природы).

2. Идолы пещеры – это личные суеверия, присущие отдельному исследователю.

3. Идолы рынка – это те, которые связаны с злоупотреблением в использовании слов и трудностью избежать их влияния на наш ум.

4. Идолы театра – это те, которые связаны с общепринятыми системами мышления (Аристотеля, схоластов).

5. Идолы приверженности к старым школам – заключаются
в предположении, что некое слепое правило может заменить рассудительность в исследовании.

 

Томас Гоббс
(1588–1679)

 

Основное сочинение «Левиафан»

Радикальный материализм.

Жизнь есть не что иное, как движение членов тела, и поэтому автоматы имеют искусственную жизнь.

Государство, которое он называет Левиафаном, – это создание искусства и фактически является искусственным человеком.

Верховная власть – это искусственная душа. Договоры и соглашения, при помощи которого был первоначально создан Левиафан, заняли место божьего повеления, когда тот сказал: «Да будет человек».

Люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек не только хочет сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими; оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения.

Из противоречий возникает война всех против всех, что делает жизнь «беспросветной, звериной и временной».

В естественном состоянии нет собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война, а «сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями».

Люди избегают этих бед, объединившись в общины с подчинением каждой из них центральной власти. Это результат действия «общего договора».

Ряд людей собрались и договорились выбрать правителя или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне.

Соглашение людей может быть только искусственным. Договор должен даровать власть одного человека или собранию лиц, т.к. иначе он не сможет принудить к подчинению. Когда правительство избрано, граждане теряют все права. Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные – связаны.

Объединенное таким образом множество людей называется государством. Это – Левиафан, смертное божество.

Монархия – лучшая форма правления. Власть неограниченна. Главное – сохранение внутреннего мира.

Подданные свободны там, где кончается действие законов. Но подданные имеют право самозащиты даже против монархов. Сопротивление правительству оправдано только в целях самозащиты, сопротивление же с целью защиты другого всегда преступно.

Человек не имеет обязанностей перед правителем, у которого нет силы защитить его.

Причины, вызывающие распад государства:

1. Предоставление суверену слишком малой власти.

2. Разрешение личных суждений подданным.

3. Теория о том, что все, что против совести, является грехом.

4. Вера со вдохновением.

5. Доктрина о том, что суверен должен подчиняться гражданским законам.

6. Признание абсолютного права частной собственности.

7. Разделение верховной власти.

8. Подражание грекам и римлянам.

9. Отделение светской власти от духовной: отказ суверену
в праве на налогообложение.

10. Популярность могущественных подданных и свобода спора с сувереном.

Король должен быть главой церкви.

Критика церкви за то, что она ставит духовную власть выше светской.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 583;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.