Что такое рационализм?
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены
из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.
Рене Декарт
(1596–1650)
Философ, математик, ученый, основатель современной философии.
Основные сочинения: «Рассуждения о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления».
Метод картезианского сомнения, сущность теории познания Декарта.
Сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться.
1. Скептицизм относительно чувств.
«Могу я сомневаться в том, что я в халате сижу здесь у камина? Да, т.к. иногда мне снилось, что я был здесь же, тогда как фактически я лежал совсем раздетый в постели. Кроме того, иногда бывают галлюцинации у сумасшедших, так что, возможно, я могу быть в подобном состоянии» .
2. Телесных вещей и собственного тела, телесную природу вообще.
3. Арифметика и геометрия.
4. Физика и астрономия.
Однако остается что-то, в чем я не могу сомневаться: ни один демон, как бы он ни был коварен, не смог бы обмануть меня, если бы я не существовал. У меня может не быть тела: оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе.
«В то время как я готов мыслить, что все лоно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь»; заметив, что истина «я мыслю, следовательно, я существую столь же прочна и столь достоверна, что самые причудливые предложения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии» – картезианское сомнение.
Перестройка всего здания познания. Я, существование которого было доказано, является выводом из того факта, что я мыслю, следовательно, я существую тогда, когда я мыслю и только тогда.
Я – вещь, которая мыслит, субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком пространстве и ни в какой материальной вещи. Следовательно, душа совершенно отличная от тела и более легко познаваема, чем тело.
Как правило, он принимает принцип: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и вполне отчетливо, – истинны.
Познание посредством чувств беспорядочно и обще нам с животными, познание внешних вещей должно осуществляться разумом.
Нужно доказать существование мира, внешних вещей.
Для этого сначала нужно доказать существование бога, а из него можно вывести все остальное.
Бог добр, поэтому он не будет действовать подобно злому обманчивому демону.
Бог дал мне такую сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало, следовательно, тела существуют. Кроме того, он дал мне способность исправлять ошибки. Поэтому все, что ясно и отчетливо – истинно. Это дает возможность знать физику, математику, истину
о телах с помощью одного ума и тела одновременно.
Вывод: у Декарта неразрешимый дуализм (разума и материи).
Лейбниц
(1646–1716)
Нем. философ.
Основные сочинения: «Монадология», «Начала природы и благодати», «Теодицея».
Основал свою философию на понятии субстанции.
Допускал три субстанции: Бога, дух и материю. Верит в бесконечное число субстанций, которые называет монадами.
Это физические точки, душа. Нет двух монад, которые могли бы иметь когда-нибудь какие-нибудь причинные отношения между собой. Монады не имеют окон. Между изменениями в одной монаде
и изменениями в другой существует «предустановленная гармония».
Монады образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с которой они отражают Вселенную. Человеческое тело полностью составлено из монад, каждая из которых является душой человека, частью тела которого она является. Эта монада господствует не только в смысле обладания более ясными восприятиями, нежели у других, но также и в другом смысле. Изменения в человеческом теле происходят ради господствующей монады: когда моя рука двигается, то цель, которой служит это движение, находится в господствующей монаде, т.е. в моей душе, а не
в монадах, которые составляют мою руку. Вот где истина того, что кажется здравому смыслу контролем моей воли над моей рукой.
БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ
Новое время, рационализм, эмпиризм, индукция, объективный идеализм, субъективный идеализм.
ЛИТЕРАТУРА
Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.
Идеи и наш мир: великие концепции прошлого и настоящего. М., 1998.
Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.
Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века.М., 1986.
Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1999.
Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.
Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.
Каковы основные идеи философии
ХVII-ХVIII вв.?
Каковы особенности Философии Ф. Бэкона?
(1561 – 1626 гг.; «Новый органон», «Новая Атлантида»)
Каковы особенности философии
Р. Декарта (1596-1650 гг., Франция)?
Философия рационализма
Р. Декарт: учение о субстанции
В чем состоят особенности и значение
французского материализма XVIII в.?
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 683;