Восточная и западная философия
Одним из наиболее важных признаков для упорядочения философских концепций является противопоставление Запада и Востока. Восточная философия – это явление, не похожее на европейскую философию. Это обусловлено уникальностью пути восточных цивилизаций. Поэтому выделение в истории восточных философских, моральных и религиозных учений тех же периодов и закономерностей, которые присущи европейской философии, будет ничем иным, как навязыванием того, что им не присуще.
Восточные учения были конкретны. Учения Востока создавались как моральные, научные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зрения европейского сознания. Однако можно считать такое рассмотрение этих учений вполне оправданно, поскольку основная черта философии – это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа. Возникновение философии показывает зрелость культуры. Функционирование философских идей в конкретной самобытной культуре может отличаться способом формирования философских идей. Поэтому для выявления философской специфики культуры необходимо прежде всего ответить на вопрос о степени осознания философии как самостоятельного культурного явления или же она «растворена» в культуре, искусстве и религии.
Восточная философия не представляет собой единого целого. На Востоке существовало две культуры, в которых практически одновременно с Древней Грецией зародилась философия: Индия
и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на территорию современной Европы и стали прародителями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. По крайней мере, нас объединяет общее происхождение и общий языковой и культурный фон, которые и определяют наш взгляд на мир. Кстати, это подтверждается тем, что индийцев, как
и греков, всегда интересовали вопросы, связанные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы. В дальнейших разделах будет отмечено, что у китайских мыслителей философские проблемы ставятся совершенно иначе, они
в меньшей степени интересовались проблемой первоэлемента (или решали эту проблему качественно по-другому).
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1257;