Формирование философии. Осевое время
Философия возникла приблизительно одновременно
в Китае, Индии и Греции в эпоху, которую немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». Именно в этот период человек осознал себя как историческое существо, и именно в тот период, когда начали формироваться первые государства и товарно-денежные отношения, философия, роль религии и традиционных устоев всё чаще стали ставиться под сомнение. Другими словами, философию можно считать спутником человека с самого момента появления развитой культуры.
Философия как выражение мировоззрения противостоит мифу и приходит ему на смену. Философское видение мира не было дано человеку изначально. Ранее объясняющую роль играл миф. Миф – это способ организации и хранения коллективной информации: излагая мифические события, старшие поколения передавали эту информацию младшим поколениям. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека. Он объединял в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
Кризис мифологического сознания был вызван объективными причинами. Как указывает П.П. Гайденко относительно кризиса мифологического сознания в Древней Греции, «главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем
IX-VII вв. до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Некоторые исследователи считают, что по отношению к этому периоду можно говорить даже о демографическом взрыве, который, быть может, был вызван усовершенствованием старых форм земледелия и ремесла благодаря выплавке железа, начавшейся около X в. до н.э. Использование железа в сельском хозяйстве содействовало повышению производительности труда. Существует даже точка зрения, что формирование греческого общественного устройства в виде самостоятельных городов-государств – полисов – является непосредственным результатом распространения железа; здесь, однако, слишком преувеличена роль технических открытий в развитии социальных форм жизни древних народов».
Еще одной причиной кризиса мифологического сознания является разрушение традиционных социально-экономических отношений. Если ранее традиции передавались от родителей к детям, т.е. «по вертикали», то в период разложения мифологического сознания знания начинают передаваться «по горизонтали» – от сословия
к сословию. Это нарушает замкнутость сословий внутри традиционного общества (например, индийского, с его сложной системой каст) и приводит к формированию человека нового типа. Если раньше человек получал свой статус (принадлежность к сословию, род занятий и т.д.) по рождению, то теперь появляются возможности для самоопределения. Конечно, на первых порах эти возможности очень незначительны, однако они уже есть – раньше их не было совсем. Естественно это требовало новых средств, которые помогли бы человеку самоопределиться: миф на эту роль не подходил.
Таким образом, возникновение философии связано с целым комплексом социально-экономических, культурных и политических процессов, а также с развитием сельского хозяйства и ремесленничества. Философия предложила человеку знание, в котором он нуждался в новых условиях. А точнее, человек сам создал философию, отвечая на вызов сложившихся новых социальных отношений.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 658;