Что собой представляет «предпосылочное знание» и что такое научная картина мира?
Сущностью «предпосылочного знания» является научная картина мира (НКМ), через которую происходит передача фундаментальных идей, принципов, а также системы ценностей из одной науки в другую (там же).
Действительно, современная наука выработала понятие научной картины мира, которая объединяет и объясняет определенный круг явлений и процессов природы (естественнонаучная картина мира), общества (социально-философская картина мира) и человеческого сознания (социально-гуманитарная картина мира).
Термин «научная картина мира» ввел в научный оборот немецкий ученый Герц, понимавший под НКМ «внутренний образ мира, который складывался у ученого в результате исследования внешнего, объективного мира. Если этот образ адекватно отражает реальные процессы, то и принципы и законы НКМ должны соответствовать объективным закономерностям внешнего мира.
Как писал Ф. Энгельс, «философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей предшественниками». Однако в НКМ входят
в качестве предпосылки мыслительного материала не только философские, т.е. социально-гуманитарные, но и естественно-научные знания, огромный мыслительный пласт эпохи, а также и глубоко индивидуальные, личные впечатления и ощущения, составляющие субъективный мир ученого, философа, писателя и т.д. В связи
с этим А. Эйнштейн заметил, что человек стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее формирование человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни.
Действительно, НКМ во многом определяет жизненный путь человека, представляет собой высочайшую научную ценность и даже идеал индивида, на который он всегда вынужден равняться и которому во всем должен следовать. НКМ, особенно в социально-гуманитарном знании, в конечном счете, определяет и личность ученого, художника и поэта, и исторический этап духовного производства.
В социально-гуманитарном знании НКМ, таким образом, носит личностный характер. В ней отражаются, безусловно, и свидетельства субъективного повседневного опыта, и научные представления физики, химии, астрономии, и весь духовный, культурно-исторический пласт, который человек воспринял, переработал и воплотил
в своем творчестве, жизни, в деятельности, ибо человек связан
с культурой, культурными ценностями самыми тесными узами. Он (человек) вступает во взаимодействие с культурой с трех сторон: во-первых, человек усваивает культуру, прошлый культурный опыт (культурную картину мира), являясь объектом культурного воздействия. Это эпоха «ученичества», время накопления знаний. Во-вторых, человек активно действует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, в основном его роль пока еще сводится к потреблению прошлых ценностей. В-третьих, человек создает культуру, новые культурные ценности, творит собственную культурную картину мира, будучи полноправным субъектом культурного творчества.
Таким образом, в культурной картине мира, составляющей стержень социально-гуманитарного знания, сходится великое множество областей человеческого существования и глубин его бытия
и сознания, которые наш разум может постичь, изменить и воспринять. В социально-гуманитарном знании, связанном с индивидуальным творчеством, в значительно большей степени, чем в естественнонаучном, яснее и ярче проступают две тенденции развития культуры и культурных ценностей – элитарная культура, существующая в виде отдельных школ, объединений, течений (Академия Платона, кружо» Сократа, «Могучая кучка» М.А. Балакирева – или «балакиревская «Могучая кучка» и т.д.) и массовая (народная) культура, которая и создает культурные ценности, и их потребляет. Вспомним в связи с этим слова М. Горького: «Зевса создал народ,
а Фидий воплотил его в мрамор».
В социально-гуманитарном знании и создается тот феномен, который называется общечеловеческие культурные ценности.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 646;