Каково соотношение философского метода и методов других наук?
Каждая наука, как уже отмечалось, располагает своим арсеналом средств исследования, т.е. методом (это же касается и сфер практики). Метод задается природой изучаемого объекта. Каково же место и роль философского метода в системе методов других наук? Можно было бы решить эту проблему просто, сказав, что философский метод является всеобщим методом в отлитие от методов других наук. Что касается последних, то они есть не что иное, как модификация, конкретизация всеобщего метода. Философский метод, согласно этому взгляду, складывается в результате выявления абсолютно-всеобщего в специальных методах. Так думали многие философы до недавнего времени. Эта точка зрения получила широкое распространение через популярную литературу по философии. Однако данная точка зрения заслуживает справедливой критики. Как показал опыт развития науки и философии последних десятилетий, философские понятия, образованные путем фиксации абсолютно-всеобщего, очень абстрактны и тощи и, что самое главное, с их помощью нельзя привести науку к плодотворным результатам. Убеждение в том, что специальные методы отдельных наук есть модификация всеобщего философского метода, приводило в ряде случаев
к некомпетентному вмешательству философов в дела науки, что приносило скорее вред, чем пользу (пример с философской оценкой
в недавнем прошлом в нашей стране кибернетики и генетики).
Задача философии не сводится к оценке или интерпретации того или иного конкретного научного открытия. Сфера философии – метод познания. «Для философского метода самым главном является не то, что он применим всюду, а то, что он пытается вскрыть законы движения человеческого мышления к истине, – писал известный советский философ П.В. Копнин, – философский метод должен объяснить особенности современного научного познания и способствовать его развитию, правильно определить его тенденцию, формы и методы обогащения новыми результатами. А для этого он должен иметь в качестве своего логического арсенала развитую, богатую содержанием систему категорий. Тощая всеобщность – плохая добродетель философских категорий, а объективная содержательность, определяющая возможные пути движения знания – вот в чем их сила». (Копнин П.B. Логические основы науки. Киев, 1968. С. 229, 230).
Наука, вырабатывающая свой особый метод, не может обойтись без тех гносеологических принципов, которые вырабатываются философией. Развиваясь, наука сверяет свои достижения
с достижениями философской науки. Философия, таким образом, является критической базой науки. Она – ее совесть, определителем которой является истина. Сверяя свои результаты с достижениями философии, наука получает возможность успешно двигаться дальше в получении истинного знания. Орудием критического анализа научных понятий служат законы и категории философии. Будучи отражением законов объективной действительности, они одновременно являются и законами мышления, следуя которым мысль субъекта становится адекватной сущности изучаемого предмета.
Можно было бы представить себе такую ситуацию. Наука сама, без помощи философии, вырабатывает свой специальной метод, истинность которого выражалась бы в реальных достижениях, новых открытиях. Казалось бы, что может убедительнее подтвердить истинность метода, как не реальные результаты в виде новых открытий? Наука, может быть, сама по себе философия? Так представляют дело философы-позитивисты, так же думают иногда, к сожалению, некоторые деятели науки (и практики управления).
Однако, как показывает исторический опыт, дело обстоит значительно сложнее. В то время как ученый (или практик, политик, управленец) длительный срок работает на основании сложившегося и хорошо проверенного метода, получая при этом нужные результаты, он не задумывается о философских основах используемого метода и действительно не очень нуждается в особой философской квалификации используемых приемов. Но так обстоит дело в периоды сравнительно «спокойного» развития науки и практики, Однако как только наука и практика сталкиваются с принципиально новыми открытиями и проблемами, требующими пересмотра основных исходных понятий, парадигм и форм деятельности, коренной перестройки сложившейся методологии, они не в силах справиться с этой задачей только своими собственными средствами. Для такой работы их горизонт слишком узок, их арсенал недостаточно богат. Они должны «преодолеть» себя, т.е. выйти за свои собственные пределы в сферу философии и там обрести столь необходимую
в этот момент методологическую опору. Классическим примером такой работы может служить то кризисное состояние, в котором оказалась физика в начале ХХ в., когда в этой науке был сделан целый ряд великих открытий, потрясших механический взгляд на мир. Многие физики, и среди них выдающиеся представители этой науки, исходя из логики научных открытий того времени, пришли к совершенно вздорному выводу об исчезновении материи. Назрело время
в философском осмысливании всего методологического арсенала физики. Такая работа была проделана на философском уровне. Другой пример: многие крупные представители конкретных наук рано или поздно испытывают потребность в философском осмыслении своей науки и результатов своих исследований, не могут обойтись без философствования (М.В. Ломоносов, В.И. Вернадский,
Л. де Бройл, В. Гейзенберг, Дж. Бернал, П.Л. Капица и др.).
Что обусловливает особую роль философии и ее метода
в системе наук? Дело в том, что философия опирается на более широкое освоение, чем какая-либо из наук. Ее основа – вся социально-историческая деятельность людей, в том числе и деятельность в сфере науки, политики, управления. В философских категориях в понятийной (умозрительной) форме выражена сущность эпохи. В ней в сжатом виде сосредоточен опыт всех предшествующих поколений людей. Поэтому философские критерии обладают особой надежностью и основательностью. Остается только найти эти критерии и умело применить. Смогут это те, кто обладает солидной философской подготовкой, творческим складом ума.
Какие же всеобщие, философские методы знает наука? В процессе исторического развития сложилось два всеобщих философских метода (альтернативных, но взаимосвязанных, имеющих свое историческое место и значение) – метафизика и диалектика.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 850;