ГЛАВА II ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. СТРУКТУРА, СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Что такое бытие?
Жизнь людей, их деятельность и поведение всегда опираются на определенные предпосылки, которые принимаются без особых сомнений. Самая универсальная – естественное убеждение человека в том, что мир есть, существует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как нечто целостное.
Проблема бытия возникает тогда, когда такие универсальные предпосылки становятся предметом размышления людей.
Установив, что мир есть, существует, человечество постепенно приходило к выводу, что мир существует везде, а отсюда напрашиваются вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет, другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени (эсхатология).
Специфика философского понимания бытия состоит в том, что люди в процессе деятельности отвлекаются от отдельных предметов и конкретных признаков и состояний. Далее они отвлекаются от общего, от различий между природой и человеком, индивидами и обществом, материальным и духовным. Мы ищем общее между всеми ними, т.е. всеобъединяющую, предельно общую мировую, космическую связь. Отсюда можно сказать, что категория бытия выступает как предельно общее понятие (высший уровень абстрагирования), которое объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы, образующие определенную целостность. Иначе говоря, философская категория бытия обозначает весь существующий мир (космос, природу и общество на Земле) в его многообразии, целостности и единстве.
Подобное понимание бытия помогает избежать ряда ошибок. Одна из них связана с тем, что достижения современной науки открывают перед человеком новые мега-, макро-, микромиры с необъятными пространственно-временными характеристиками, ставят перед философами задачу осмысления конечности и бесконечности бытия. При решении данной задачи предпринимается попытка вывести бытие из небытия, доказать, что небытие абсолютно и первично по отношению к бытию (см.: Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990. № 10. С. 158–165). Эти, а также целый ряд подобных способов доказательства абсолютного и первичного характера небытия оказываются непродуктивными и бессмысленными, если будем иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной формы бытия в другую конкретную форму бытия. Конечность существования любого конкретного вида бытия, переход его в небытие означает лишь становление другого вида конкретного бытия. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы в другую. Этот вывод логически вытекает из всей истории развития естествознания, практики и научного познания в целом, если формой существования бытия признать постоянное его качественное изменение и развитие. Философия фиксирует не просто существование мира, а более сложную связь всеобщего характера, где многообразные предметы со всеми их свойствами и особенностями и существуют,
и одновременно связаны со всем тем, что имеется во Вселенной.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 507;