Самостоятельная работа
Фреска «Богоматерь» в Кирилловской церкви
Автопортрет, 1885 год
В 1884 году профессор А. В. Прахов по рекомендации Павла Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Для мраморного иконостаса храма Михаил написал иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Кроме того он создал стенные росписи. Также реставрировал росписи в куполе собора Св. Софии.
Были выполнены эскизы росписи для Владимирского собора, однако их не позволили осуществить по причине «нерелигиозности»[источник не указан 169 дней]. Работы в Киеве с перерывами продолжались до 1889 года.
В 1886 году состоялось знакомство с Константином Коровиным. В том же году во время очередного приезда в Киев Врубель написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» (КМРИ). На портрете изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.[4]
С сентября 1889 года жил в Москве, поселившись у Коровина. Работает в мастерской в доме Черненкона Долгоруковской улице вместе с Серовым и Коровиным. Осенью Врубель познакомился с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. С декабря переехал жить в его дом на Садовой-Спасской улице.
Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства — создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную скульптуру «Маска льва».
Женитьба, дальнейшая работа (1894—1901)
Особняк Морозова на Спиридоновке
В 1894 году получил заказ на оформление особняка Саввы Морозова. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.
В 1895 году стал членом Московского товарищества художников и участвовал в 3-й выставке объединения.
Портрет артисток Татьяны Любатович в роли Гензеля и Надежды Забелы
Участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы Саввы Мамонтова, а в конце декабря 1895 вместе с труппой уехал на гастроли в Санкт-Петербург. Там в Панаевском театре на Адмиралтейской набережной на репетиции оперного спектакля Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель» Михаил познакомился с певицей Надеждой Забелой, своей будущей женой.
28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель и Надежда Забела обвенчались. После этого молодожёны уехали в Люцерн, где Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова.
С февраля по апрель 1898 года участвовал вместе с женой в гастролях Русской частной оперы С. И. Мамонтова в Санкт-Петербурге. Сблизился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Тогда же Врубель познакомился с группой художников будущего объединения «Мир искусства». Его пригласили участвовать в выставке «Русские и финляндские художники», которая состоялась в начале года в Музее центрального училища техники рисования барона А. Л. Штиглица.
1 сентября 1901 года у Михаила и Надежды родился сын. Его назвали Саввой, в честь мецената Саввы Мамонтова, так помогавшего художнику. В это время Врубель начал писать второй вариант картины «Сирень» (не окончена, ГТГ) и картину «Пасхальные годы», которую он сам же уничтожил.
Годы болезни (1902—1910)
В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства.
11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Жена увезла Врубеля на дачу в Рязанскую губернию.
С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Свавей-Могилевича, а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике В. П. Сербского при Московском университете.
9 июля 1904 году Врубеля доставили в клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке. Он был в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. В клинике он провёл два месяца. Фёдор Арсеньевич так писал о Врубеле в своих воспоминаниях:
«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».[5]
В 1905 году болезнь обострилась. В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ), «После концерта» (ГТГ), графическим автопортретом (ГТГ).
В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова (ГТГ). В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. После этого 6 марта из клиники Усольцева Врубеля перевели в Санкт-Петербург в клинику Конасевича и Оршанского.
В 1906 году Михаила Врубеля перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни.
В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.
Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова. Сестра читала ему, жена пела.
1 (14) апреля 1910 года в клинике доктора Бари Врубель скончался.
3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Вдохновенную речь на похоронах произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
В Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества в тот день была совершена панихида по скончавшемуся художнику. На заупокойном богослужении присутствовали: директор училища князь А. Е. Львов, профессор живописи В. М. Васнецов, художники К. Н. Горский, А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, Л. О. Пастернак, С. В. Иванов, С. М. Волнухин, А. С. Степанов и учащиеся.[6]
В 1913 году рядом похоронили его жену, Н.И. Забелу-Врубель.
В 1935-1936 годах предполагался перенос могилы Врубеля в музейный некрополь Александро-Невской лавры, однако этот план не был осуществлён[7].
Примерно в 2000 году фотограф Валерий Плотников нашёл заброшенную могилу Михаила Врубеля и стал ухаживать за ней, привёл в порядок.
Темы
Музей изобразительных искусств им.Врубеля. Врубелевский корпус. Омск
Врубель во многом был новатором для своего времени . Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как «Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).
Адреса
Омск
1856 — 1859 — Тарская улица (дом неизвестен). Дом, в котором жили Врубели в Омске, не сохранился: он был расположен на перекрёстке улиц Новой (ул. Чкалова) и пр. К. Маркса (ул. Артиллерийская).
Киев
1886 - Десятинная улица, 14
1886 - усадьба художника Орловского (Гоголевская улица, 28-а) - дом, где Врубель снимал мастерскую
Санкт-Петербург
1904 — 01.04.1910 — Театральная площадь, д. 4, кв. 18
Известные работы
В 1955 году в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.
Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.
«Автопортрет». 1880
«Автопортрет». 1882
«Автопортрет». 1904
«Автопортрет». 1905
«Ангел с кадилом и свечой». 1887
«Белая акация» 1886—1887
«Богатырь». Декоративное панно. 1898
«Богоматерь с младенцем». 1884—1885
«Венеция». 1893
«Воскресение». 1887
«Восточная сказка». 1886
«Восточный танец». 1889
«Гадалка». 1895
«Гамлет и Офелия». 1883
«Голова Демона на фоне гор». 1890
«Дворик зимой» 1903—1904
«Девочка на фоне персидского ковра». 1886
Демон и Тамара
«Демон летящий». 1899
«Демон поверженный». 1902
Демон сидящий «Демон сидящий». 1890
«Дерево у забора» 1903—1904
«Дуэль Печорина с Грушницким» (иллюстрация к произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Египтянка
«Жемчужина». 1904
«Игры наяд и тритонов».
«Иоанн Креститель». 1904
«Испания». 1894
«Италия». 1891
«К ночи» 1887
«Кампанулы» 1904
Князь Гвидон и Царевна-Лебедь
«Кровать». 1905
«Купава». 1898—1899
«Лебедь». 1901
Левая рука художника
«Маргарита». 1896
«Маска льва». 1890-е.
«Микула Селянинович и Вольга». 1898—1899
«Микула Селянинович». 1895-96
«Море». 1903
«Морская царевна». 1897—1900
«Морской царь». 1899—1900
«Муза». 1900
«Н. И. Забела-Врубель у рояля».
«Надгробный плач». 1887
«Натурщик». 1882—1883
«Натурщица в обстановке Ренессанса». 1883
«Неаполитанская ночь». 1891
«Одиллия». 1894
«Орхидея». 1886—1887
«Пан». 1899
«Пирующие римляне». 1883
«Пляска Тамары».
«Полет Фауста и Мефистофеля».
«Портрет В. Я. Брюсова». 1906
«Портрет доктора Ф. А. Усольцева».
«Портрет на фоне березок». 1904
«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир». 1898
«Портрет П. П. Кончаловского».
«Портрет Саввы Мамонтова». 1897
«Портрет К. Д. Арцыбушева». 1897
«Портрет сына». 1902
«Принцесса Греза». 1896
«Пророк», иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина. 1899
«Прощание Зары с Исмаилом».
«Прощание царя морского с царевной Волховой». 1899
«Раковина». 1904
«Роберт и монахини». 1896
«Ромео и Джульетта». 1895—1896
«Роза».
«Садко». 1899—1900
«Скачущий всадник». Иллюстрация к поэме «Демон». 1890—1891
«Свидание Анны Карениной с сыном». 1878
«Сирень». 1900, 1901
«Сошествие Св. Духа». 1885
«Суд Париса», триптих. 1893
«Тамара в гробу». 1890—1891
«Тамара и Демон». 1890—1891
«Тени лагун». 1905
«Тридцать три богатыря». 1901
«Фантастический пейзаж».
«Христос в Гефсиманском саду». 1887
«Царевна Волхова». 1898
«Царевна-Лебедь». 1900
- «Шестикрылый Серафим». 1904
Править] Галерея
Гамлет и Офелия (1884, Русский музей) | Демон сидящий. (1890) | Венеция (1893, Русский музей) | Утро (1897) |
Жена художника, (1898) | Летящий демон (1899, Русский музей) | Царевна-Лебедь (1900, ГТГ) | Дама в лиловом. Портрет Н. И. Забелы Врубель (1900-е, Русский музей) |
Память о Врубеле
В 1920-30-хх гг. в Омске работало Художественно-промышленное училище (позднее техникум) имени М. А. Врубеля.
Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля расположен в городе Омске по адресу ул. Ленина, дом 3А.
В Омске на левом берегу Оми есть сквер Врубеля.
В Москве, в посёлке Сокол, имеется улица Врубеля.
В Воронеже есть улица Врубеля.
В Москве имеется детская художественная школа им. М. А. Врубеля
Примечания
↑ Врубель — Биографический очерк и Произведения
↑ Русские художники — Врубель Михаил Александрович
↑ В зеркале камня на сайте Всё о геологии
↑ Девочка на фоне персидского ковра
↑ Улица 8 Марта, д. 1. Врубелевская ограда и Сказочные ворота. Комментарии : LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников
↑ Панихида по художнике М.А.Врубеле, газета Московские ведомости, 17 (04) апреля 1910 года
↑ Надгробие могилы М. Врубеля, Фотографии Санкт-Петербургских захоронений
«МИР ИСКУССТВА»
Художественное объединение, созданное в Петербурге в 1898 г.
Предыстория «Мира искусств» началась с группы «Невские пиквикианцы», образованной в 1887 г. учащимися петербургской частной школы Карла Мая — А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым для изучения истории искусства, в первую очередь живописи и музыки. В последствии к кружку примкнул С. Дягилев и Л. Бакст. Познания Дягилева в области изобразительных искусств, к которым он всегда питал интерес, стали быстро расширяться благодаря поездкам за границу. Там он завел знакомства с иностранными писателями и художниками и начал коллекционировать картины.
Под руководством Дягилева, ставшего главным идеологом группы, камерные «Невские пиквикианцы» превратились в экспансивный «Мир искусства». В объединение влились художники московской школы середины 1890-х годов (входившие в состав абрамцевского кружка) — К. Коровин, В. Серов, братья Васнецовы, М. Врубель, М. Нестеров. Именно их картины в начале 1898 г. были продемонстрированы на организованной Дягилевым и Философовым выставке русских и финских художников в Петербурге, а затем, летом того же года в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине.
Движение издавало и одноименный журнал, первый номер которого вышел в ноябре 1898 г., впоследствии занявший ведущее место среди литературно-художественных изданий России того времени.
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
С. Дягилев через два года после прекращения выхода журнала, накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку «Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 г., представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлая деятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Были выставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новыми именами стали Н. Феофилактов, М. Сарьян и М. Ларионов.
В 1910-х г.г., несмотря на то, что идеи «мирискусников» к тому времени в значительной степени утратили свою актуальность, объединение «Мир искусства» возродилось и выставки его продолжались вплоть до 1920-х г.г.
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 г. членами группы.
Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Ядро объединения составили выпускники гимназии К. И. Мая в Петербурге.
Громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища техники рисования барона А. Л. Штиглица. В состав объединения входили художники Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Е. Яковлев, К. А. Сомов, Я.Ф. Ционглинский, Вильгельм Пурвит, критик К. А. Сюннерберг. К «Миру искусства» были близки такие мастера, как И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Т. Матвеев, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон, М. В. Якунчикова, Л. О. Пастернак.
Классический период в жизни объединения пришелся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели в своих картинах и на журнальных страницах открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
После 1904 г. объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 гг. большинство членов «Мира искусства» входило в состав Союза русских художников. После революции многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 г.
Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ (1870—1960) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир Искусства». Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н. Л. Бенуа, брат Л. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа.
Биография
Александр Бенуа (Alexandre Benois) родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье российского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны Бенуа (урождённой Кавос). Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта.
В 1894 г. начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.
В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник, в частности работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже[1].
В 1926 г. Бенуа покинул СССР, не вернувшись из зарубежной командировки. Жил в Париже, работал в основном над эскизами театральных декораций и костюмов. Александр Бенуа сыграл значительную роль в постановках балетной антрепризы С.Дягилева «Ballets Russes», как художник и автор — постановщик спектаклей. Бенуа скончался 9 февраля 1960 г. в Париже.
Дата добавления: 2016-05-06; просмотров: 1105;