Скульптура Древнего Египта
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы - сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой - складываются очень рано. Немного позже появляется "поза писца" - сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские - желтого, волосы - черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.
Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну - передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую - с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей", после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.
Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам - изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.
Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.
В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.
Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.
Период XVIII династии - время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.
Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.
В конце IV тысячелетия до нашей эры, в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.
Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру в Месопотамии.
Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.
Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала, погребения человека. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.
Двадцать восемь веков до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута первая в истории человечества пирамида Джосера. Творение Имхотепа, обожествлённого впоследствии египтянами как сына бога Птаха, и бога медицины стало предметом подражания при возведении усыпальниц для фараонов следующих поколений.
Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, горделиво вознёсшиеся на западном берегу Нила (ныне плато Гиза близ Каира).
Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками.
Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, на рисунке или скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни. Изображение любого предмета, живого существа или человека — это изображение не самого предмета или человека, а изображение его Ка.
Дата добавления: 2016-05-06; просмотров: 1875;