Серебряный век» русской культуры
Период в развитии русской культуры конца XIX – начала XX вв. принято называть «серебряным веком» в сравнении с «золотым» XIX в. На рубеже столетий Россия переживала сложные, противоречивые процессы экономического, социально-политического развития. Этот же период стал временем духовного, культурного подъема, расцветом искусства, философии, по выражению Н. Бердяева, «русским культурным ренессансом».
Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве. В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.
В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием новых исторических условий, стало позднее творчество Л. Толстого, произведения А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, В. Короленко.
Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты, экзотики, звучность выражений, неожиданность рифм и образов. Символизм, представителями которого были В. Брюсов, Д. Мережковский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, основное внимание сосредоточивал на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных утонченных чувств и видений. Для акмеизма (от akme - высшая степень чего-либо) – С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Кузмин, О. Мандельштам - был характерен отказ от символистских стремлений к «идеальному», возврат к точному значению слова, эстетизация, поэтизация земного бытия человека, его чувств. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) отражает эстетику урбанизма, динамику современной цивилизации, языковое экспериментирование.
Модернистские искания в живописи на рубеже XIX-XX вв. привели к образованию целого ряда художественных объединений. А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих, З. Серебрякова, Б. Кустодиев, И. Билибин входили в объединение «Мир искусства». Провозглашая свободу искусства от социально-политических проблем и идею «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и пристрастность передвижников; опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Живописи и графике «Мира искусства» присущи утонченная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Для работ представителей «Голубой розы» (П. Кузнецов, А. Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян и др.) характерны плоскостное изображение и декоративная стилизация форм, иногда мистико-символические искания. Художники, входившие в группу «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк) обращались к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки, для них также характерны эксперименты с формой и цветом в духе кубизма и фовизма. Художники М. Ларионов, Н. Гончарова и др., организовавшие группу «Ослиный хвост», сочетали анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных экспериментов с обращением к примитивизму, к традициям русской иконы и лубка. Представителями «русского авангарда» были также М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, проповедовавшие искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они заложили основы абстракционизма (В. Кандинский), его разновидности – супрематизма (К. Малевич), конструктивизма (В. Татлин). Некоторые художники (М. Врубель и др.) сочетали русские художественные традиции с новейшими изобразительными формами в духе модерна.
В скульптуре новые тенденции проявились в работах А. Голубкиной, С. Коненкова, использовавших новые пластические формы и светотеневые контрасты.
В русской архитектуре в начале XX в. сложились три направления. Стиль «модерн» использует новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий - гостиница «Метрополь» (архитектор В. Валькот), здание Ярославского вокзала в Москве (архитектор Ф. Шехтель) и др. Неорусский стиль характеризуется обильным использованием мотивов древнерусского зодчества – здание Казанского вокзала (архитектор А. Щусев). Неоклассицизм возрождал основные принципы архитектурной классики: строгая симметрия, монументализм, использование элементов античной архитектуры – здания Музея изобразительных искусств, Киевского вокзала (арх. И. Рерберг).
Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства. Центром театральной жизни Москвы стал Художественный театр, основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в 1898 г., в котором играли В. Качалов, И. Москвин, О. Книппер-Чехова и др. В московском Малом театре блистали М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин. В Петербурге открылся театр великой актрисы В. Комисаржевской. Поиски новых форм сценического искусства характеризуют деятельность театрального режиссера В. Мейерхольда.
Продолжение традиций русской музыки, поиски новых музыкальных средств выразительности характеризуют творчество композиторов С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского. Центрами музыкальной культуры стали консерватории в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, императорские театры - Большой (в Москве) и Мариинский (в Петербурге), Московская частная опера С. Мамонтова. Вокальное искусство представлено плеядой прославленных певцов - Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Расцвет русского балета связан с именами А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского. Значительную роль в популяризации русского театрально-музыкального искусства сыграла деятельность С. Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны» (1907-1914 гг.). В них принимали участие ведущие композиторы, исполнители, певцы, художники, артисты балета, благодаря которым достижения русской культуры получили мировую известность и признание.
Особое место в культуре «серебряного века» занимает русская философская мысль (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов и др.), основными темами которой были осмысление проблем свободы личности, нравственности, исторической роли интеллигенции и ее судьбы (сборники «Вехи», «Из глубины») и др.
В целом новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе и изобразительном искусстве, философии, внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли.
Лекция 8.Современная Россия: основные проблемы развития
История культуры советского периода достаточно сложна, полна противоречивых тенденций и явлений. В ее развитии довольно отчетливо прослеживаются этапы, связанные с динамикой изменений общественно-политической ситуации. Следует отметить, что культура советской эпохи и советская культура – явления не тождественные. Культура советской эпохи многогранна и многопланова, она не сводится к прославлению «идеального настоящего» и «светлого будущего», к восхвалению вождей. В ней выделяется официальная, «разрешенная» и противостоящая ей «запрещенная», нелегальная культура, культура русского зарубежья и существующая «подпольно» культура «андеграунда».
Существенные перемены в сфере культуры проявились сразу после событий октября 1917 г. Характер и направление этих изменений определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна была стать важным элементом в деле построения социалистического общества. В первые послереволюционные годы одной из важнейших задач в области культуры стало преодоление культурной отсталости населения, развитие новых художественных тенденций. Наиболее радикально настроенные представители нового искусства призывали к разрушению «буржуазной» культуры, отбрасыванию всякого «старья». Известность получило движение Пролеткульта (пролетарская культура) – литературно-художественной организации, основной целью которой стало создание пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествующей художественной культуре.
В годы НЭПа в развитии культуры наметились новые тенденции, связанные с некоторой либерализацией общественной жизни. Многообразие форм социально-экономического развития 20-х годов сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских. На эти годы падает «отблеск» «серебряного века», продолжаются творческие искания в новых условиях многих крупнейших представителей предшествующего периода, пытавшихся осмыслить в своем творчестве происшедшие события. Идея преобразования мира и человека средствами искусства нашла отражение в творчестве литературной группы ЛЕФ («Левый фронт искусства» - В. Маяковский, Д. Бурлюк, Н. Асеев), театральных постановках В. Мейерхольда, фильмах С. Эйзенштейна, Г. Козинцева и др. Изобразительное искусство представлено работами групп ОСТ (Общество художников-станковистов – А. Дейнека, Ю. Пименов), ОМХ (Общество московских художников – И. Грабарь, Р. Фальк, А. Лентулов), «Четыре искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов, М. Сарьян, В. Мухина). Наряду с отражением современной действительности многие деятели искусства обращались к историческому прошлому России, в том числе и недавнему – тема революции и гражданской войны (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег» М. Булгакова).
В конце 20-х – начале 30-х гг. усиливается контроль со стороны государственной власти за развитием духовной культуры общества. Это приводит к свертыванию творческого плюрализма, упразднению художественных группировок, созданию единых творческих союзов (Союз советских писателей, Союз композиторов и т.п.), с возникновением которых относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого являлась партийность, социалистическая идейность, что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развитие литературы, живописи, музыки, театра, кино. Вместе с тем искусству этого периода свойственна идеализация, приукрашивание действительности в соответствии с идеологическими установками, оно выступало средством манипулирования общественным сознанием, орудием классового воспитания. Использование технических средств (радио, кино) способствовало распространению достижений культуры, делая их доступными широким слоям населения, но одновременно способствовало формированию массовой культуры.
В годы войны культура стала средством интеграции, способствующим сплочению общества в единое целое на основе мощного подъема патриотических чувств. В условиях общей борьбы с внешним врагом противоречия внутреннего развития отступают на второй план. Искусство стало выражением воли к победе, созданию выдающихся произведений художественной культуры способствовало некоторое ослабление административно-идеологического контроля в области литературы и искусства.
Но уже в первые послевоенные годы снова происходит усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Конец 40-х гг. ознаменован рядом идеологических кампаний, направленных против тех представителей творческой и научной интеллигенции, работы которых были признаны не соответствующими отражению социалистической действительности. В пропаганде буржуазной идеологии, «преклонении перед всем западным», аполитичности, формализме были обвинены М. Зощенко, А. Ахматова, С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, С. Прокофьев и многие другие.
Тенденции либерализации общественно-политической жизни, наметившиеся во второй половине 50-х – начале 60-х гг., дали мощный импульс для развития художественной культуры. «Оттепель» хрущевской поры стала началом духовного обновления, временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство входит тема репрессий, начало которой положила повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются и исполняются ранее запрещенные, находившиеся долгие годы в забвении произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи – в Москве проходят международные конкурсы, фестивали. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»). Однако противоречивая позиция руководства страны, стремление ограничить свободу творчества идеологическими рамками привели к конфликту между властью и интеллигенцией, проявлением которого стало диссидентское движение. Деятели культуры (А. Сахаров, П. Григоренко, Л. Чуковская) выступали с требованиями сохранения свободы слова, творчества, соблюдения прав человека. Власть отвечала усилением контроля, преследованием инакомыслия, (гонения на Б. Пастернака, процессы над писателями Ю. Даниэлем и А. Синявским, суд над поэтом И. Бродским). Особенно эти противоречия углубились в 70-х – начале 80-х гг., характеризующиеся нарастанием кризисных явлений во всех сферах общественной жизни.
Изменение социально-политических процессов во второй половине 80-х гг. и в 90-е гг. (постсоветский период) открыло путь духовному плюрализму, возрождению достижений художественной культуры, ранее пребывавших в неизвестности. Была заново «открыта» культура Серебряного века, культура русского зарубежья, которая, развиваясь в эмиграции, стала неотъемлемой частью российской культуры и внесла большой вклад в развитие культуры мировой; происходит знакомство широкой публики с произведениями зарубежного искусства. Доступными становятся произведения, факты, документы, свидетельства, способствующие появлению новых взглядов на отечественную историю и культуру. Общество получило возможность приобщиться к ценностям православно-христианской культуры. Однако в новых условиях проявилась и противоречия современного культурного процесса: коммерциализация искусства, когда предпочтение отдается зрелищным, развлекательным видам искусства, приносящим быструю прибыль, засилье далеко не лучших образцов западной массовой культуры. Отсутствие достаточного внимания и поддержки со стороны государства театров, музеев, библиотек, образования, науки поставили национальную культуру в тяжелые условия, создав угрозу сохранности отечественного культурного наследия. Только осознание и преодоление этой проблемы в государственном масштабе будет способствовать сохранению культурной самобытности России, станет залогом ее существования в качестве цивилизованной мировой державы.
Россия на современном этапе (рубеж XX-XXI вв.)
Формирование российской государственности. В 1991 г. В результате распада СССР появилось новое государство – Российская Федерация (РФ). Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности страны. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской), также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан. Якутия. Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. Тем не менее, к 1992 г. отношения России с субъектами Федерации удалось частично урегулировать. 31 марта 1992 г в Москве был подписан Федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации.
В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, б краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.
После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях.
Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни, вылившиеся в две военные чеченские кампании 1994-96 и 1999-2000 гг.
Оформление российской государственности также проходило в сложной борьбе между президентом и парламентом, что привело к их открытому столкновению («войне властей»), которое произошло в сентябре-октябре 1993 г. 21 сентября 1993 г. Президент подписал указ о поэтапной конституционной реформе, роспуске съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали действия Президента неконституционными. С помощью силовых структур конфликт был завершен подавлением оппозиции.
12 декабря 1993 г. На Всероссийском референдуме была принята Конституция РФ, в которой был установлен принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной. Главой государства является всенародно избираемый на 4 года президент, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Первым президентом РСФСР был избран Б.Ельцин 12 июня 1991 г., он же в июне 1996 г. выбран Президентом РФ. После добровольной отставки Ельцина 31 декабря 1999 г. исполняющим обязанности Президента стал В. Путин, дважды (в 2000 и 2004 гг.) избиравшийся Президентом РФ.
Структура власти
Президент | |||||
Законодательная власть | Исполнительная власть | Судебная власть | |||
Федеральное Собрание | Правительство (состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров) | Конституционный суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), | Верховный суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам). | Высший Арбитраж-ный суд РФ (разрешает экономические споры). | |
Совет Федера- ции | Государственная Дума (принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после — Президенту для подписания) | ||||
В начале 1990-х годов в России сложилась многопартийная система. Наибольшую активность проявляют так называемые «левые», социально-ориентированные, партии – КПРФ, «Трудовая Россия» и др., в качестве либеральной оппозиции выступают «правые» партии (СПС, «Яблоко»).
Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:
· 1992 г. – «шоковая терапия» правительства Е. Гайдара, (с конца 1992 г. – В. Черномырдина), включающая либерализацию цен, приватизацию государственного имущества, следствием чего стала инфляция, нестабильность рубля, переход значительной части предприятий в собственность небольшой группы частных лиц, падение жизненного уровня населения, спад производства, безработица, криминализация экономики и социума.
· 1998 г. – либерализация внешней торговли, деноминация рубля, формирование многоукладной экономики. После дефолта в августе 1998 г. и отставки правительства С. Кириенко, начинается введение более жесткого государственного регулирования рынка, борьба с криминализацией в сфере экономики, введение госмонополии на алкогольную продукцию (при премьер-министре Е. Примакове).
· С 1999 г. правительство, возглавляемое В. Путиным, с 2000 г.- М. Касьяновым, с 2004г. – М. Фрадковым разработало и начало осуществлять программу реформ, включающую реструктуризацию естественных монополий, налоговую (введение единого социального налога), пенсионную (переход к накопительной пенсии) реформы, поддержку производителя и потребителя, реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий. Результатами стало снижение темпов инфляции, некоторое увеличение доходов населения, но в целом уровень жизни населения остается невысоким.
Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого дальнего зарубежья, прежде всего с США. После провозглашения окончания «холодной войны» был заключен ряд договоров о дальнейшем разоружении (в 1993 г. - ОСНВ-2, в 1994 г. – перенацеленность ядерных ракет в ненаселенные районы Земли). Внешнеполитический курс России определяется также стремлением сохранить свое влияние на Ближнем Востоке, развивать торгово-экономические отношения с различными странами, необходимостью сдерживать продвижение НАТО, противостоять угрозе международного терроризма (заявление 2002 г. Путина и Буша об антитеррористическом сотрудничестве).
Развитие партнерских отношений со странами Запада происходит в соответствии с соблюдением национальных интересов России.
Одним из главных партнеров России на восточном направлении является Китай.
В отношения с бывшими советскими республиками налаживаются в рамках СНГ (Содружества Независимых Государств), это направление в 1996 г. объявлено приоритетным во внешней политике страны. Наиболее тесные связи – с Белоруссией и Казахстаном (договор о коллективной безопасности).
Таким образом, для современной российской действительности характерно становление основных форм общественно-политического и экономического развития, поиск наиболее приемлемых путей обновления всей социокультурной системы.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Зуев М.Н. История России. учебник для бакалавров. М.: «Юрайт», 2013
2. Кузнецов Н.М. История. М: «Дашков и Ко», 2012.
3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М: «Проспект», 2013
4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М: «Проспект», 2012
5. Павленко Н.И., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., История России. М.: Абрис – Высшая школа, 2012.
6. Поляк Г.Б. История России. М.: «Юнити-Дона», 2012
7. Самыгин П.С. История Ростов – на – Дону: Феникс, 2012
8. Сахаров А.Н. Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах, 2010 http://www.histerl.ru/book/knigi_uchebniki_dlia_studentov/2010-saxarov
9. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. и др. Отечественная история М.: ИНФРА-М, 2011.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 474;