Инновации в современном мире общества

Модернизационное и инновационное развитие представляют собой неотъемлемые характеристики успешно развивающихся современных обществ. Изучение концепции модернизации позволяет определить актуальную картину преобразований, происходящих в стране, и выявить основные направления развития. Российское государство стремится удержать конкурентные позиции на мировой арене, что не представляется возможным без инновационного развития страны. Высокий уровень конкуренции, сложившийся в современном мире, предопределяет необходимость постоянного повышения уровня эффективности, который достигается путем внедрения инноваций. Проработка теоретических и практических аспектов модернизации тесно связана с изучением вопросов внедрения новых методик и осуществления инновационной деятельности. Модернизационные преобразования, происходящие в России на протяжении последних лет, предопределили реформирование таких сфер общественной жизни, как экономическая, политическая, социальная и культурная, на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном. Вследствие того, что модернизация является комплексным процессом, представляется невозможным проведение социальных, экономических, политических или культурных преобразований в отрыве друг от друга.

Модернизацию политической сферы связывают с развитой системой защиты прав и свобод человека и гражданина, налаженной работой правовой и судебной системы, защитой права собственности, политической мобилизацией и повышением уровня участия граждан в политической жизни, плюрализмом, борьбой с коррупцией. Модернизация экономической сферы включает в себя повышение уровня жизни населения, переход к рыночной экономике, усиление конкурентоспособности, процессы технизации, индустриализации, применение новейших технологий. Модернизация как глобальный процесс влечет за собой ряд изменений, в том числе и в социальной сфере. К ним можно отнести повышение социальной мобильности и качества жизни граждан, формирование сильных институтов социальной политики и гражданского общества, увеличение значения человеческого капитала, необходимость постоянного инвестирования в профессиональное развитие и совершенствование сотрудников, увеличение уровня образования населения, расширение шансов доступа к материальным и

нематериальным благам. Конкуренция и стремление к постоянному развитию представляется основной предпосылкой модернизационных процессов.

Техника и Этика

Человек может сделать больше, чем он имеет на то право. Этот императив относится ко многим областям человеческой деятельности, в том числе и к технической деятельности. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на техническую деятельность человека, назовем ее для краткости техноэтикой. Техники в интуитивном плане изначально ориентированы на добро. К сожалению, благими пожеланиями вымощена дорога не только в рай, но и в ад, о котором напоминает всякий раз новая технологическая катастрофа. Техноэтика — это заслон от технологических катастроф. Выше мы рассмотрели три этики. Соответственно теперь предметом нашего анализа являются техноэтика добродетелей, техноэтика долга и техноэтика ценностей.

Итак, как выглядит техноэтика с позиций этики добродетелей! Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, умеет воплощать свои задумки "в железе", т. е. обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен. Техник, инженер небезучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими свободы, мира, высокого уровня благосостояния. Список добродетелей техника, инженера столь обширен, что многие склонны считать его моральным героем.

Интересно, что в различного рода моральных кодексах инженеров — техников призывают к тем же добродетелям, что характерны для всех людей: будь честным, справедливым, лояльным к клиентам, солидарным с коллегами, не бери взяток, способствуй стремлению к счастью и свободе. Порой утверждается, что достаточно, если мораль инженера базируется на Нагорной проповеди Христа. Тем не менее обычно проводится четкое различие между базисными добродетелями (справедливость, честность И т. п.) и профессиональными добродетелями (аккуратность, тщательность в работе) инженеров.

Тезис о моральной непогрешимости инженеров поддерживается далеко не всеми. В частности, указывают, что нет ни одного действительно яркого примера, когда бы инженерное сообщество заранее предупредило бы общественность о нежелательных последствиях использования техники. Отсюда вывод: среди желаемых добродетелей техников особое значение имеет ответственность за свои действия перед обществом. Никто не может быть свободным настолько, чтобы не нести ответственности перед другими людьми. Рассмотрим теперь техноэтику долга у которую разумно сравнить с клятвой Гиппократа, где речь шла о моральных максимах применительно к медицине. Техноэтика долга делает акцент на максимах, ибо, мол, только они действительно предохраняют от технических бед. В техноэтике долга широко известные максимы получают свою дальнейшую конкретизацию. Так, в технической деятельности свои конкретизации получает требование "Не лги" ( пример о случае на одной из АЭС, где не был заварен свищ в трубе, хотя в протоколе, который подписали три человека, утверждалось прямо противоположное, в данном случае солгали и рабочий, и его непосредственный начальник, ситуация показательна среди прочего тем, что требование "Не лги" не фигурирует в соответствующих инструкциях по технике безопасности, которые, однако, предполагают отсутствие лжи, возьмем другой пример — Чернобыльскую катастрофу: сколько домыслов и прямой лжи сказано про нее). Оказывается, мало знать о максиме "Не лги", надо еще и уметь следовать этому принципу. Человек малокомпетентный, но несдержанный в своих суждениях, выдает такую "правду", которая сродни лжи.

В декларации о технике и моральной ответственности отмечается (1994 г. Израиль – международный симпозиум философов, ученых, техников), что частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком машины, объектом. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободной творческой личности. Итак, список максим рассматриваемой декларации включает тезисы относительно справедливости, счастья, свободы, ответственности, ценности личности, требования безопасности, экологического совершенства, здоровья человека. Есть 6-ть основных ценностей техноэтики (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживающий характер. Среди указанных восьми ценностей есть такие, которые находятся в отношении конкуренции. Так, стремление к росту безопасности и экологического комфорта людей сопряжено с падением экономичности техники и человеческого благосостояния. Главной ценностью является развитие личности, которое составляет органическое единство с качеством общества. В этой связи особо указывается на значимость справедливости как ценности.

Три техноэтики дополняют друг друга, существующие между ними границы довольно подвижны. В трех техноэтиках много схожего (но не тождественного!). Возьмем тему справедливости, которая разрабатывается в рамках всякой этики. Как добродетель справедливость есть качество личности; как максима справедливость выступает априорным, универсальным правилом поведения; в качестве ценности справедливость определяется конкретикой жизни. Техноэтика добродетелей — это по преимуществу этика сознания; техноэтика максим — это в основном этика законов, идеалов; техноэтика ценностей — это прежде всего этика деятельности. В современном их толковании каждую из трех рассматриваемых этических концепций логично связать с темой ответственности. Человек, вынужденный более или менее адекватно отвечать на запросы жизни, неминуемо приходит к теме ответственности. Сам феномен ответственности можно толковать по-разному: как качество личности в рамках этики добродетелей, как этическую максиму с позиций этики долга, как смысл деятельности человека в пределах этики ценностей.

Итак, заслуживает порицания тот, кто беззаботно движет технику вперед, фактически отставая в нравственности. Правильный призыв к технику, инженеру гласит: не "Твори!", а "Сотвори добро!". Будь смелым и изобретательным, но и ответственным за свои действия.

Техноэтика — это один из вариантов прикладной этики. Выше три этические системы были конкретизированы применительно к феномену техники. Очевидно, что наряду с техноэтикой существует много других прикладных этик, как например: медицинская этика, биоэтика, этика учителя, этика студента и т. д. Столь же очевидно, что в рамках каждой из прикладных этик соответствующим образом концентрируются идеи и интуиции этики добродетелей, этики долга и этики ценностей.


Тема 3.1. «Философский анализ общества»

Вопросы:

  1. Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского.
  2. Сферы и компоненты общественной жизни.
  3. Сущность и виды общественных отношений.

Вопрос 1: Общество и природа. Учение о «ноосфере» Вернадского.

 

Общество и природа

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

Дополнение:

Общество и природа историко-философский анализ.

Взаимосвязь и природа очевидны. Все, что имеет человек взято из 2кладовой» природы, будь то в готовом или в предварительно обработанном виде.

Природа существует вне и независимо от человека, а человек существует в природе и в существенной зависимости от нее. Природа вечна человек и человечество (в их конкретных формах и конкретных точках мироздания) конечны.

Человек при всем желании не в силах изменить сущность своих связей с природой. Природа это бесконечное и разнообразие жизни на земле. Человек живет с природой, его физическая и духовная жизнь связана с природой. Формы отношения человека к природе познавательная, оценочная, ответственная. Для античной философии характерно рассмотрение природы как совершенства , гармонии. Человек должен жить в согласии с природой. В средневековую эпоху природа и человек уравновешиваются, т.к. все в руках бога. Человек стал постепенно возвышаться над природой.

Возрождение самоуверенности человека в его отношение к природе растет. Человек хочет переделать мир на свой лад. В эту эпоху и в новое время до середины 20 века природа рассматривается как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и места его обитания. Со второй половины20 века стремление людей к господству над природой достигло планетарных размеров. Рост НТП изменил характер воздействия общества на природу. Оказалось что природа имеет ограниченный ресурсы, загрязнение окружающей среды нарушает ходе естественных процессов в природе, что наносит вред здоровью человека. Природа стала зависима от человека, но вновь человек зависит от природы.

В преддверии будущего люди начинают понимать, что отношение к природе должно быть переориентировано с возвышения человека над средой на соединение человека с природой на оптимальных условиях не только для него , но и для нее.

Взаимосвязь природы и общества.

Человек постоянно расширяет границы своего воздействия на природу, он вышел за рамки собственной географической среды(это часть природы, но такая часть которая связана со всеми сторонами жизнедеятельности людей).Он шагнул в космос, осваивает глубины океана и недра земли. От состояния природной среды зависит жизнь человека.

Кропоткин .А. в основу своей концепции он положил биосоциологический закон взаимной помощи, солидарности, которую считал более широким и лучше объединяющим социальное явление чем дарвинский закон борьбы за существование.

Карл Маркс считал что на начальных этапах человеческой истории имели преимущество для материальных произведений одна граница природных факторов(плодородная почва, обилие рыбы в реках, дичи в лесах), то на высших этапах другая(судоходные реки, нефть, уголь, лес). Действительно были этапы человеческой истории когда нефть не была нужна, а сейчас без этих природных ресурсов жизнь не возможна. Маркс пологал что надо постепенно овладевать природной средой и преобразовывать ее с помощью науки и техники. Но во второй половине 19 века производство практически превратилось в ограбление и истощение природной среды. Он сделал вывод, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя «пустыню».

Победы человека над природой породили серьезную экологическую проблему во всем мире, заставив людей искать выход из создавшейся угрожающей ситуации 60-70 годы «Римский клуб» (поставил одним из первых этот вопрос) содружество ученых разных специальностей из многих стран «Грин-писс» (В.И.Вернадский(1863-1945)-управляемое развитие природы и общества. Люди должны научиться согласовывать, соотносить свои потребности с возможностями биосферы).

Понятие ноосферы

Еще в 20-е гг. XX в. В.И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума). Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В.И. Вернадским.

Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию - процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека. Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т.е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.

П. Тейяр де Шарден называл ноосферой некую «оболочку мыслей» над Землей. Он представлял разум как пламя, в котором греется земной шар и которое постепенно охватывает планету, образуя ее новый покров: «Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем».

Как палеонтолог Тейяр де Шарден мысленно прослеживал невообразимо долгий путь биологической эволюции, венцом которой стало создание человека. Неужели столь устойчивый процесс ведет в тупик? Неужели природа, создавшая дивное разнообразие организмов, связанных между собой в гармоничное целое, столь несовершенна, столь убога, что самое замечательное ее творение — человек разумный — не способно выжить, обречено на бесславный конец?

«Завтра Земля может задрожать и уйти из-под наших ног, — считал ученый. — И это верно. Каждая человеческая воля, взятая отдельно, может отказаться от задачи идти все дальше по пути единения. Я это также допускаю. И, однако, в той мере, в какой они включают в себя идею преждевременной катастрофы или упадка, я считаю возможным утверждать, опираясь на все то, чему нас учит прошлое эволюции, что нам нечего бояться ни одного из этих многочисленных бедствий».

В.И. Вернадский вкладывал в понятие ноосферы принципиально иной смысл. По мнению ученого, ноосфера — материальная оболочка Земли, меняющаяся под воздействием людей, которые своей деятельностью так преобразуют планету, что могут быть признаны «мощной геологической силой». Эта сила своей мыслью и трудом перестраивает биосферу «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

Постепенно идея ноосферы захватила умы многих известных ученых во всем мире, что само по себе говорит о ее значимости и глобальном характере.

Употребляя термин «ноосфера», экологи имеют в виду прежде всего тот комплекс проблем, решение которых необходимо для направленного развития биосферы. Говоря об «эпохе ноосферы», мы подчеркиваем еще одну важную сторону учения Вернадского. Оно утверждает необходимость не только целенаправленного развития биосферы, подчиненного обеспечению дальнейшего развития цивилизации, но и такого изменения общества, его природы и организации, которые были бы способны создать нужную гармонию в развитии природы и общества. Ноосфера — это уникальное единство человечества, производства и природы, которое должно преобразовываться и управляться высшим человеческим разумом. Именно последний гарантирует всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе новых социальных законов и глубокого знания естественноисторических закономерностей.

В.И. Вернадский подчеркивал, что возникновение ноосферы как части биосферы есть природное явление, гораздо более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. «...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, разумом и направленным этим разумом его трудом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Вернадский понимал под ноосферой новый этап в развитии биосферы, этап разумного регулирования отношений между человеком и природой.

Ноосфера должна представлять собой не просто общество, существующее в определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействию человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа.

 

Вопрос 2: Сферы и компоненты общественной жизни.

 

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 954;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.