Социально-экономический аспект последствий творчества
В результате творческой деятельности создаются произведения, а что дальше? Неизбежно возникают последствия, которые в чём-то конкретно выражаются. Этот аспект творчества в такой постановке вопроса практически не рассматривается в литературе о творчестве и надобно внести ясность.
Общепринято, что результатом творческой деятельности является появление интеллектуальной собственности с её правовыми и экономическими атрибутами, с личностными и социальными аспектами. О личной интеллектуальной собственности сказано много, но об общественной (социальной) интеллектуальной собственности сказано весьма мало. Она появляется после истечения сроков действия охранных документов, например, патентов, авторских свидетельств, смерти владельцев и др. Интеллектуальная собственность не может быть бесхозной, т.е. ничьей и она, появившись, никуда не исчезает. Даже когда авторы произведений науки или искусства умирают, то права владения, пользования и распоряжения ими переходят по закону наследникам – физическим или юридическим лицам, но и они смертны, следовательно, в конечном итоге всё созданное становится общественным достоянием и принимает социальный статус. Например, классическая музыка, созданная в прошлых столетиях, используется и сейчас всеми, а научное наследие в виде открытий сразу становится достоянием человечества, т.к. патентов на открытия не выдают. В национальных музеях экспонаты культуры и техники может посмотреть каждый. Культурные ценности часто продают на аукционах и они оседают в частных коллекциях, теряя общественный социальный статус. Изобретениями торгуют, пока срок действия патента не истёк. Всё ли здесь правильно? Является ли государство наследником интеллектуальной собственности в последней инстанции? Что же тогда народное или общечеловеческое достояние?
Когда срок действия патента заканчивается, то разработкой (научно-техническим произведением) может воспользоваться каждый человек или организация, но имена авторов произведений действуют бессрочно – автор всегда входит в историю как творец.
Законодательство всех стран регулирует правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности в части владения, пользования и распоряжения созданными произведениями, т.е. результатами интеллектуальной творческой деятельности граждан. В Конституции страны, в Гражданском и Хозяйственном Кодексах, в подзаконных актах к законам акцент делается на авторе – все права принадлежит ему с момента создания произведения, но по договору эти права возможно передавать другим, то ли в пользование, то ли в распоряжение, то ли во владение в зависимости от формы договора. Однако сразу появляется двойственность, оговоренная законодательно – появляется материальный и нематериальный аспекты интеллектуальной собственности отделимые и неотделимые от автора. Всё, что можно отделить от автора – является товаром, удовлетворяющим потребности покупателя и продавца. Но есть и духовный аспект интеллектуальной собственности неотделимый от автора – это право на авторство, которое подтверждает, что человек с конкретной фамилией, именем и отчеством (или под псевдонимом) является единственным творцом произведения (объекта права интеллектуальной собственности) с монопольными правами на него. Неотъемлемым правом автора является неприкосновенность его произведения. Автор может отстаивать свои права в судебном порядке, если кто–либо посягнул на его право интеллектуальной собственности, чем нанёс вред его чести, достоинству, репутации, имени или самому произведению, т.е. препятствовать плагиату или любой другой форме воровства, подделкам и искажениям оригинала.
Есть проблемы с понятием интеллектуальной собственности, т.к. интеллект присущ только живым и он нематериален, как и всё им созданное, а собственность связана с имуществом материальным. Словосочетание интеллектуальная собственность некорректно, т.к. объединяет живое и неживое – различие же между ними принципиальное, но лучшего пока никто не предложил. Ничем духовным владеть или обладать невозможно, ибо его нет в материальном мире. В качестве посредника решили применить право.
Всякое произведение (материализованный и опубликованный результат творческой деятельности), согласно законодательству, является объектом права интеллектуальной собственности. На договорной основе право на интеллектуальную собственность может полностью или частично быть передано другим лицам, у которых появляется право на объект права интеллектуальной собственности. Для большинства людей это непонятно, однако по-другому передавать нематериальные объекты невозможно ввиду их виртуальности, т.е. торгуют правами, в основном по лицензионным или авторским договорам. Торговля правами на интеллектуальную собственность является имущественными сделками, как и прочие экономические отношения и имеют социальную значимость, т.к. удовлетворяют личные и общественные потребности. Подробнее понятие интеллектуальной собственности разъясняется в главе 5.
Таким образом, творческая деятельность, заканчивающаяся конечным результатом, неизбежно приводит к социально-экономическим последствиям разной степени значимости. Например, какое-либо открытие или изобретение может сделать переворот в сфере материального производства, а принципиально новый товар может нарушить конкурентное равновесие на рынке. Патентование научно-технических разработок приводит к возникновению монополизма владельцев патентных прав. Монополист по своему усмотрению может не пустить введение новшества в хозяйственный оборот и таким образом замедлить развитие научно-технического прогресса на срок действия патента, т.е. на 20 лет, чем наносится вред обществу, социуму, человечеству, а создание новых видов вооружений вызывает и политические последствия.
Результат творческой деятельности меняет социальный статус творцов, если создано нечто выдающееся. С появлением шедевров к авторам приходит признание заслуг, они становятся известными людьми, со временем к ним приходит почёт, слава, награды, богатство и прочие привилегии. Авторы своими произведениями обеспечивают себе бессмертие в веках, ибо духовное наследие нематериально.
Имя автора, как торговая марка предприятия – стоит очень дорого, однако до сих пор нет методик расчёта в денежном выражении известности, популярности, репутации, гудвилла и прочих личностных достоинств творцов, т.е. их социальной значимости и полезности для общества. Всякое созданное произведение изменяет жизнь авторов в лучшую сторону – это одно из положительных последствий творчества.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 628;