Оптимизация общения с ЭВМ 195
Фактически языки списков представляют собой готовую структуру для хранения информации. Например, в программе BASEBALL, предназначенной для ответа на вопросы об играх в американской бейсбольной лиге, формат структуры данных имеет следующий вид:
ГОД
МЕСЯЦ
МЕСТО
(номер игры, день (команда, счет) (команда, счет)) (номер игры, день (команда, счет) (команда, счет))
(номер игры, день (команда, счет) (команда, счет))
Работа программы BASEBALL основывается на двух важнейших понятиях — «путь данных» и «список спецификаций». Путь данных — это последовательность ветвей или терминальных узлов в дереве хранения информации, которую надо пройти, чтобы получить информацию о конкретной игре. Например, путь «ГОД = 1959, МЕСЯЦ = АПРЕЛЬ, МЕСТО = БОСТОН, ИГРА = 55» определяет некоторую конкретную игру со всей предусмотренной информацией. Список спецификаций порождается лингвистическим процессором при обработке запроса и представляет собой набор признаков или условий, которыми должен обладать путь данных, чтобы быть ответом на поставленный вопрос. Например, списком спецификаций запроса Где играла в июле команда «Редокс» ? будет следующее выражение:
МЕСТО =?
КОМАНДА = РЕДОКС
МЕСЯЦ = ИЮЛЬ[25]
После формирования списка спецификаций программа порождает все пути данных, которые согласуются с этим списком [Хант 1978, с. 439-443].
Диалоговые системы решения задачв отличие от систем предшествующего типа играют в коммуникации активную роль, поскольку их задача заключается в том, чтобы получить решение проблемы на основе тех знаний, которые представлены в ней самой, и той информации, которую она может получить от пользователя. Система содержит структуры знаний, в которых фиксируются типичные последовательности действий для решения задач в данной проблемной области, а также сведения о необходимых ресурсах. Когда пользователь задает вопрос или ставит определенную задачу, активизируется соответствующий сценарий. Если какие-то компоненты сценария пропущены или отсутствуют какие-то
ресурсы, система выступает инициатором коммуникации. Так, система SNUKA решает задачи планирования военных операций, ср. пример диалогового решения задачи этой системой:
Пользователь} 1: я хочу направить 4 самолета из 707 истребительной
эскадрильи для удара по Бостону между 11.40 и полуднем
С{истема}1: какие самолеты вы хотите послать?
П2: какие самолеты имеются в эскадрилье?
С2: в 707 истребительной эскадрилье F-4S
СЗ: вы хотели бы использовать F-4S?
ПЗ: нет, лучше F-16S из 606 истребительной эскадрильи
С4: в 606 истребительной эскадрилье нет F-16S
П4: где имеются F-16S?
С4: F-16S имеются на аэродромах Кеннеди и Лагардия
П5: в каких эскадрильях на Лагардии они имеются?
С6: F-16S имеются в 808 и 909 истребительных эскадрильях
П6: возьмите их из 808 истребительной эскадрильи на Лагардии
С7: какая система вооружения должна быть на F-16S?
П7: какие возможны?
С8: на F-16S могут быть системы Dl, D2 и D4
П8: ударьте по цели системой D4 и спланируйте остальное
С9: время достижения цели: 11.50
время вылета: 11.20
позывной: РЕАСЕ-7[26]
Из приведенного примера видно, что в ряде случаев программа берет на себя инициативу в диалоге. Уже второй ход инициируется ЭВМ. Это связано с тем, что один из пунктов сценария планирования нападения — тип самолета — пропущен. По той же причине система синтезирует вопрос на седьмом шаге.
Системы обработки связных текстовдовольно разнообразны по структуре. Их общей чертой можно считать широкое использование технологий представления знаний. Функции систем такого рода заключаются в по нимании текста и ответах на вопросы о его содержании. Понимание рассматривается не как универсальная категория, а как процесс извлечения информации из текста, определяемый конкретной коммуникативной интенцией. Иными словами, текст «прочитывается» только с установкой на то, что будущий пользователь захочет узнать о нем. Тем самым и системы обработки связных текстов оказываются отнюдь не универсальными, а проблемно-ориентированными.
Типичными примерами систем обсуждаемого типа могут служить системы RESEARCHER [Lebowitz 1985] и TAILOR [Маккьюин 1986], образующие единый программный комплекс, позволяющий пользователю получить информацию из рефератов патентов, описывающих сложные
физические объекты. Программа RESEARCHER обрабатывает рефераты
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 518;