Исламской цивилизации
Юго-Западная Азия
Юго-Западная Азия и Северная Африка — исламский мир.В советских учебниках географии страны Азии и Африки традиционно изучались порознь — по частям света. Если с природной точки зрения такой подход еще может быть как-то оправдан, то с культурно-исторической — неуместен, поскольку в этом случае искусственно «рассекается» арабо-исламский мир.
Общим связующим элементом государств и народов этого межконтинентального региона (рис. 7.1) является исламская цивилизация, «сердце» которой — Ближний Восток. Это культурно-исторический регион, включающий Египет (иногда и Судан), Израиль, Иорданию, Сирию, Ливан, Турцию, Ирак, Саудовскую Аравию, Йемен, Кувейт, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кипр, а также территорию Палестинской автономии. (В свою очередь, Ближний Восток вместе с Ираном и Афганистаном образуют еще более емкое понятие — Средний Восток.) К этому региону тяготеют также Ливия, Тунис, Алжир, Марокко и даже Мавритания с Западной Сахарой. (Запад арабского мира традиционно называется Магри-бом, под которым в узком смысле слова понимают Марокко, Тунис и Алжир, в широком понимании — еще и Ливию.)
Иногда данный регион называют арабским, но это, разумеется, неверно. В его пределах проживают и турки (представители алтайской семьи народов), и иранцы (индоевропейской), и другие этносы. Однако не следует забывать, что именно в пределах Юго-Западной Азии и Северной Африки некогда существовало могущественное арабское государство, так называемый Арабский халифат — огромная феодальная держава, простиравшаяся от Атлантического океана на западе до Гималаев на востоке (закат арабской империи начался с IX в.).
Несмотря на частоту употребления выражений «Ближний Восток» и «Средний Восток», контуры данных регионов не очевидны. Так, еще в начале XX в. Ближний Восток включал кроме нынешних государств страны
Балканского полуострова как часть Османской империи. Абстракция под названием «Средний Восток», созданная европейцами в XIX в. (как симбиоз Ближнего Востока с Ираном и Афганистаном), нередко мешает изучению современных реалий и, разумеется, лишена смысла до 622 г. (начала арабской территориальной экспансии). Как известно, исторически за ней стоит территория Арабского халифата и Османской империи, а географически — зона полупустынь и поливного земледелия.
Поэтому использовать эти распространенные термины надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале традиционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях. Как это ни парадоксально, но более научное наименование исламского региона, лежащего на стыке Азии и Африки, звучит так: Юго-Западная Азия и Северная Африка. И лишь «громоздкость» этого словосочетания способствует консервации термина «Средний Восток».
ЭЛЬ-АЮН«у11.- N Ж.' / [НУАКШОТ^ |
Границы государств Гранина региона |
Рассматриваемый регион охватывает 16 государств Юго-Западной Азии и 6 стран Северной Африки. Он является одной из колыбелей древних земледельческих цивилизаций, сформировавшихся в долине Нила, а также в междуречье Тигра и Евфрата. Расположенный на стыке трех частей света, этот регион в политическом отношении всегда являлся одним из наиболее неспокойных регионов мира. С постройкой Суэцкого канала и железной дороги
Рис. 7.1. Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Государства: 7 — Кипр, 2 — Сирия, 3 — Ливан, 4 — Израиль, 5 — Палестинские территории (западный берег р. Иордан и сектор Газа), 6 — Иордания, 7 — Кувейт, 8 — Бахрейн, 9 — Катар, 10 — Объединенные Арабские Эмираты
Берлин —Багдад военно-стратегическое значение региона существенно возросло. Еще более укрепило роль региона в мировой политике и экономике открытие здесь богатейших запасов нефти и газа и других полезных ископаемых.
В XXI в. страны региона с большой долей вероятности ожидают сохранение дифференциации в экономике и возможные «взрывы» в социальной сфере (особенно в менее развитых странах), а также непредсказуемое развитие арабо-израильского конфликта. Вместе с тем реальные сдвиги в экономической и социальной сфере большинства нефтедобывающих стран региона, а также «наступательная» позиция их лидеров в отстаивании интересов исламского сообщества на международной арене позволяют говорить о «втором дыхании исламской цивилизации»
Арабский мир.В политическом отношении ассоциирующийся с арабским миром Ближний Восток является одним из наиболее динамичных регионов земного шара. Можно сказать, что здесь находится наиболее чувствительный «нервный узел планеты». Ни в одной части мира политическая карта не менялась так часто, как в этом регионе. Здесь на всех исторических этапах развития человеческого общества, в итоге сложных социально-экономических сдвигов, военных побед и поражений складывались и распадались великие империи и маленькие государства.
Ближний Восток всегда привлекал к себе внимание природными, материальными ресурсами, культурными ценностями, чрезвычайно выгодным военно-стратегическим положением на стыке трех частей света — Азии, Африки и Европы. Последнее обстоятельство (геополитического характера) практически всегда служило одной из причин (прямых или косвенных) военных конфликтов в этом регионе с участием «сильных мира сего». Постройка в свое время Суэцкого канала, а затем открытие богатейших в мире запасов нефти и газа заметно повысили экономическое, политическое и военно-стратегическое значение этого региона.
Понятия арабский мир и Средний Восток (как и Ближний Восток), естественно, не синонимы, хотя бы потому, что турки, иранцы, афганцы и некоторые другие этносы Среднего Востока не являются арабами. Арабский регион — территории, занимаемые почти двумя десятками арабских стран (Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис) и простирающиеся от северо-западной оконечности Африки до берегов Персидского залива. Их общая площадь составляет более 12 059 тыс. км2, население более 300 млн человек. При этом 70 % территории арабских государств находится в Африке, где проживает три четверти арабского населения, говорящего на весьма различных наречиях арабского языка (аравийском, сирийском, иракском, египетском, магрибском).
Как известно, история Ближнего и Среднего Востока в течение длительного периода протекала под политическим и культурным воздействием именно арабов. Здесь в VII—VIII вв. на территории Аравии и завоеванных арабами стран Передней Азии и Северной Африки, а также на большей части Пиренейского полуострова образовалось феодально-теократическое государство — Арабский халифат. (Столицей Халифата при Омейядах (661 — 750) был Дамаск, при Аббасидах (750—1258) — Багдад.) Сложившиеся здесь начиная с VII в. условия культурной жизни в значительной мере были общими (особенно в отношении языка, литературы и религии). При этом, хотя арабская литература возникла в Аравии, наиболее яркие школы в художественной литературе были созданы в Сирии и Египте. Важнейшей «скрепой» арабского региона был и
остается ислам.
Однако сегодня арабский регион не представляет собой единого целого. Различен уровень экономического развития стран, неоднородна природа субъективных устремлений правящих режимов, разная степень использования ими выгод международного разделения труда и т.д. Реальностью являются резкие межрегиональные различия, полярные противоположности, свои полюса. На одном из них, благополучном, — государства Аравийского полуострова — Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Рейн, «набившие карманы» нефтедолларами; на другом — Мавритания, Йемен и другие, едва сводящие «концы с концами».
Центробежные тенденции в пределах Среднего Востока всегда проявлялись весьма ярко. Их нельзя затушевать никакими призывами к мусульманскому единству, иногда создающими впечатление, что арабы, Средний Восток и ислам — это синонимы. На самом деле все обстоит далеко не так. Во-первых, на протяжении длительной истории центры мусульманской культуры перемещались на Восток (в Иран, Индию, Среднюю Азию), порождая противоречия, в частности, между восточной (не арабской) периферией региона (Ираном, племенами афганцев) и ядром Османской империи. По мнению некоторых авторов, арабско-му-сульманское единство иногда направлено не только против периферийного Ирана, но и ближней Турции. Во-вторых, местные традиции подчас оказывались сильнее влияния ислама, придавшего Среднему Востоку известное единообразие. Так, развитие национальной культуры в Турции и Иране неоднократно отмечалось борьбой за очищение от арабских влияний (а в Турции и от персидских), вследствие чего крупнейшие страны ислама оказывались как бы вне «ближневосточной идентичности». В-третьих, сам арабский мир слишком «пестрый» и противоречивый (достаточно в этой связи вспомнить хотя бы об иракской агрессии в отношении Кувейта — этой мрачной странице в новейшей исто-
рии арабов). В-четвертых, нельзя абстрагироваться и от вековой «дисгармонии» между представителями оседлого земледелия и многочисленными номадами региона и т.д.
Иначе говоря, представление о единстве Среднего Востока во многом ложно и, вероятно, возникло в первую очередь благодаря переоценке в прошлом сходства Османской и Сефевидской империй. Поэтому использовать этот термин «Средний Восток» надо крайне осторожно: в зависимости от контекста целесообразней говорить о мусульманском мире, средиземноморском или арабском, об ареале традиционной иранской культуры, об Османской и прочих мусульманских империях.
Страны арабского мира вступили в XXI в. с весьма дифференцированными итогами социально-экономического и политического развития, достигнутыми за предыдущие столетия. Крайняя неравномерность в распределении как имеющихся природно-ре-сурсных потенциалов, финансовых и людских резервов (в особенности квалифицированной рабочей силы), так и темпов экономического развития привела арабские страны к началу нового века к сильно расходящимся результатам.
Поражение Ирака в войне со странами антииракской коалиции в 90-е гг. привело к резкому снижению ВВП этого государства, а свержение режима С. Хусейна и иностранная оккупация и вовсе поставили Ирак на грань политической и экономической катастрофы. Бесспорные лидеры арабского мира по объему ВВП на душу населения — Катар и ОАЭ, в то время как явные аутсайдеры — Йемен и Ирак. С обнадеживающими результатами в экономической сфере вступили в XXI в. Оман, Египет, Кувейт, Алжир и некоторые другие. Огромное воздействие на социально-экономическую ситуацию, особенно в менее развитых странах региона (Иордании и др.), продолжает оказывать неблагоприятный демографический фактор. Показательно, что каждые 23 года численность населения арабского мира удваивается (кстати, численность населения Европы — лишь каждые 233 года).
Своеобразным подтверждением эрозионных процессов в арабском регионе служат внутренние вооруженные конфликты. Вторжение в 1990 г. иракских войск в Кувейт и объявление С.Хусейном о слиянии двух государств повергли мировую общественность в шоковое состояние. Антииракскую позицию заняли многие арабские страны, в частности — Саудовская Аравия. (В Эль-Рияде хорошо понимают «логику» Багдада: если там имели территориальные претензии к Ирану и объявили, что государства Кувейт не существует вовсе, то как быть с восточными территориями Саудовской Аравии, которые еще в начале XX в. входили в Османскую империю и управлялись из Басры?)
В начале XXI в. акцент с общеарабской интеграции все чаще смещается в сторону региональной интеграции, в которой уча-
ствуют не все арабские государства, а лишь некоторые. В качестве примера можно привести идею интеграции Сирии, Ирака, Ливана и Иордании и создания ими единого экономического пространства. (События в Ираке в 2005 — 2006 гг., к сожалению, не дали возможности реализовать эту идею.)
Новые перспективы перед арабскими странами открывают предпринимающиеся во многих из них меры по либерализации экономики, которые начались во многих странах региона. Эти реформы отражают неизбежное и усиливающееся воздействие таких современных тенденций мирового развития, как глобализация, информатизация, внедрение новейших технологий. Впереди других в этом отношении находятся ОАЭ, которые, по многим оценкам, уже в ближайшее десятилетие станут образцом экономического развития в арабском мире.
Природная среда и население Юго-Западной Азии.Юго-Западная Азия (в физической географии иногда именуемая Передней Азией) охватывает огромную территорию от Турции до Ирана и Азербайджана и включает в свой состав следующие физико-географические области: Мало-Азиатское и Иранское нагорья (а также Армянское), Азиатское Средиземноморье (Левант), Месопотамию, а также Аравийский полуостров и Сирийскую пустыню.
1. Мало-Азиатское нагорье — это западный «фасад» Азии, ассо
циирующийся с Турцией (точнее Анатолией — азиатской частью
государства) и отделяемый от Европы проливами Босфор и Дар
данеллы. С севера и юга нагорье как бы окаймляется окраинными
горными хребтами (соответственно Понтийскими горами и гора
ми Тавр). Климат этой физико-географической области субтропи
ческий, средиземноморский, по направлению к востоку становя
щийся все более засушливым.
2. Иранское нагорье, преимущественно находясь в пределах Ира
на, частично заходит в Афганистан (например, горы Паропамиз)
и Пакистан (Сулеймановы горы и т.д.), Область почти целиком
лежит в субтропическом поясе. Но поскольку внутренние части
нагорья замкнуты горным кольцом, климат отличается повышен
ной континентальностью, сухостью, высокими температурами лета.
3. Азиатское Средиземноморье (известное как Левант) пред
ставляет собой неширокую кайму вдоль восточного побережья
Средиземного моря, включающую в свой состав части Турции,
Сирии, Ливана, Израиля, палестинской автономии и Иордании.
В растительности и почвах четко проявляется субтропический ха
рактер области, хотя в летнее время здесь господствует тропиче
ский воздух. Осадки выпадают главным образом зимой в связи с
активной циклонической деятельностью.
4. Месопотамия (в переводе означает Двуречье), располагаю
щаяся в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата на террито
рии Ирака, лишь частично охватывает территории Ирана и Си-
рии. Природная специфика этой физико-географической области связывается главным образом с засушливым субтропическим климатом, приобретающим на юге характер тропической пустыни. Континентальность приводит к резким годовым и суточным перепадам температур.
5. Аравийский полуостров и Сирийская пустыня представлены главным образом пустынными тропическими ландшафтами Саудовской Аравии, Йемена, Кувейта, Бахрейна, Омана, ОАЭ, частично Сирии, Ирака, Иордании (север заходит в пределы субтропического пояса). Скудные осадки и температурные перепады обусловливаются круглогодичным преобладанием континентального тропического воздуха.
Итак, большая часть региона заполнена горными сооружениями, к которым на юге примыкают пустыни Аравийского полуострова — продолжение тропических пустынь Африки. Для всей Юго-Западной Азии, лежащей в субтропическом и тропическом поясах, характерно преобладание засушливых ландшафтов: постоянные засухи — бич местного сельского хозяйства. Прибрежные низменности Красного моря и Персидского залива представляют собой пустынные территории с довольно многочисленными «финиковыми» оазисами, которые возникают вдоль уэддов или у источников, а также у крупных колодцев. Отсюда становится понятным огромное значение для региона таких рек, как Нил и Евфрат. Разумеется, совсем иначе выглядят, например, афганские горные кишлаки, часто «раскиданные» вдоль межгорных ущелий с участками фисташковых или можжевеловых редколесий.
Природно-ресурсный потенциал Юго-Западной Азии ассоциируется прежде всего с колоссальными запасами нефти и газа. Однако далеко не все страны региона одарены этими, крайне необходимыми и постоянно растущими в цене ресурсами. В отличие от Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Ирана и Ирака такие государства, как Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Сирия и другие, вынуждены расходовать немалые средства на импорт бензина, мазута, авиационного топлива и других нефтепродуктов. Из других природных ресурсов Юго-Западной Азии заслуживают упоминания некоторые металлоруды и солнечно-тепловые; из явно дефицитных — лесные и ресурсы пресной воды.
Современное население Юго-Западной Азии принадлежит в основном к трем этнолингвистическим группам: 1) иранской группе индоевропейской семьи народов (персы, талыши, афганцы, белуджи, а также курды, говорящие на языке иранской группы); 2) семитской группе семитско-хамитской семьи народов (арабы, айсоры, а также евреи по своему происхождению и по древнему языку), а также 3) тюркской группе алтайской семьи (турки, азербайджанцы Ирана, узбеки Афганистана и т.д.). Демографическая
ситуация в целом характеризуется высоким естественным приро-' стом. Крупнейшие города: Анкара, Стамбул, Бейрут, Дамаск, Эр-Рияд,
Тель-Авив и др.
Особое место на этнической карте региона занимают курды — разобщенный народ. Курдские области исстари составляли единое хозяйственно-культурное пространство, а пути кочевья сохранялись из века в век. Еще и в средневековье курды создали зачатки государственности в форме полувассальных эмиратов. Когда к концу XIX в. великие империи Западной Азии начали клониться к упадку, впервые появилась реальная возможность объединения всех курдских земель в единое централизованное государство. Однако этому сбыться было не суждено. Видное стратегическое положение Курдистана и открытие возле Киркука и Мосула нефтяных залежей столкнули в этом регионе интересы Англии, Германии, Франции и частично России. Развернулась ожесточенная борьба, в которой каждая из этих держав активно и порой безнравственно разыгрывала курдскую карту. Историческая судьба курдов сложилась так, что после распада Османской империи и появления новых государств в этом регионе Курдистан разделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия (хотя курды «рассеяны» по всему миру, в том числе около 100 тыс. курдов оказались в советском Закавказье). Неоднократные восстания курдов за автономию подавлялись и в Иране, и
Ираке, и в Турции.
Определенный интерес представляет следующий вопрос: кем по вероисповеданию являются курды, проживающие в исламском регионе? В подавляющем большинстве курды исповедуют ислам шафиитского толка. Однако среди религиозных общин выделяются йезиды (йезидиты) — приверженцы религии — йезидизма, исповедовавшегося курдами до ислама. Йезидов насчитывается от 1 до 1,5 млн человек, проживающих в Иракском Курдистане (Мосуле, Синджаре), в сирийском Междуречьи, Армении, Грузии (часть йезидитов эмигрировала в Германию). Есть также небольшое количество курдов, исповедующих христианство. Наконец, в литературе имеются упоминания о наличии курдов-иудеев. Курды, считающиеся иудеями, проживают главным образом в Израиле, и число их составляет 150 — 200 тыс. человек (слова «иудей» и «еврей» для араба означают одно и то же, поэтому конфессиональный вопрос в данном случае превращается в политический).
В прошлом диктаторские и реакционные режимы пытались не только подавить права курдов и насильственно изменить границы Курдистана, но и сократить численность курдов, подвергнуть их арабизации, персизации, отуречиванию, фальсифицировать сведения о численности гонимого народа. По мнению некоторых авторов-курдов, численность курдов в современном мире составля-
ет 50 — 60 млн человек. По-видимому, эта цифра существенно завышена, с учетом того факта, что численность курдов самого Курдистана не превышает 30 млн человек.
В целом наличие неисламских общин в Израиле, Курдистане, Сирии, Ливане, Турции, Египте и некоторых других странах не в состоянии радикально изменить конфессиональный облик Юго-Западной Азии, проявляющийся практически во всех сферах общественной жизни. Так, в соответствии с положениями ислама, сегрегация полов — нормальное явление. Во многих странах региона (прежде всего Персидского залива) учебные заведения разделены по признаку пола. Мужчины и женщины не могут работать в одном помещении. Во всех общественных местах, включая рестораны и автобусы, для женщин отведены строго определенные изолированные отделения. Женщины, как правило, носят черные накидки, платки, а то и паранджи (например, в Афганистане). При этом лицо прикрывается волосяной сеткой (чачван). Вместе с тем, в той же Саудовской Аравии или Кувейте многие женщины получают хорошее высшее образование; их можно увидеть за рулем автомобиля, за компьютером и т.д.
Страны Юго-Западной Азии.Как и любой крупный регион мира, Юго-Западная Азия полна всевозможных контрастов. Даже тезис о том, что общим связующим элементом региона является ислам, нуждается в уточнении с учетом того, что находящийся здесь Израиль — иудейское государство, многие ливанцы и сирийцы исповедуют христианство, многие курды — йезидизм и т.д. (табл. 7.1).
Яркой уникальностью в пределах Юго-Западной Азии отличается культурно-историческая область Малая Азия, находящаяся на стыке Европы и Азии и «аккумулировавшая» богатое наследие евроазиатских империй (со Стамбулом — Константинополем — вторым Римом, центром христианства и древней Византии, столицей Османской империи).
Современная Турция — быстро развивающееся государство, делающее особый упор на развитие легкой (в частности — текстильной) промышленности.
Так случилось, что Иерусалим стал символом и центром сразу трех распространенных в мире религий — иудаизма, христианства и ислама. Поэтому здесь постоянно пересекаются интересы верующих людей всего мира. Назовем лишь самые известные из исторических и религиозных святынь Иерусалима, которые служат объектами массового паломничества и просто туристического интереса.
Ваша задача состоит в том, чтобы, воспользовавшись дополнительными источниками, расширить представление об этих святынях:
1. Храм Гроба Господня — одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа.
Таб л и ца 7.1
на 1 чел., лол л. 800 20500 22 200 4800 3400 8100 800 26000 20400 22Ш0 Тню 29100 3400 800 12900 |
Площадь, тыс. км2 |
Афганистан Бахрейн Израиль Иордания Ирак Иран Йемен Катар Кипр Кувейт Ливан ОАЕ Оман Палестина Саудовская Аравия Сирия Турция |
Юго-Западная Азия: банк статистических данных
Население млн чел. |
Продолжительность жизни,
2. Крестный путь (или К/о ОоЬгоза) — путь Христа к месту распятия
отмеченный 14-ю остановками, пять из которых находятся непосред
ственно на месте построенного впоследствии Храма Гроба Господня.
3. Гефсиманский сад — место, где был предан Христос. Там же распо
ложены церкви Марии Магдалины и Всех наций (Базилика агонии), а
также могила девы Марии.
4. Западная стена (Стена плача) — наиболее почитаемая святыня иуде
ев. Это часть уцелевшей после разрушения римлянами внешней стены
Второго Храма, в которую закладываются записки верующих с просьба
ми к Богу.
5. Еврейский квартал — наиболее древняя и заново восстановленная
часть старого города, где находятся многочисленные синагоги.
6. Башня и цитадель Давида — одна из трех башен стены древнего
города, построенных царем Иродом.
7. Соломоновы каменоломни (пещеры Зедекии) — через которые царь
Зедекия уходил от нашествия вавилонян и из которых добывался камень
для сооружения Храма Соломона;
8. Мечеть Аль-Акса — крупнейшая мечеть города, построенная прави
телем Омейядов Абдель Маликом на месте, где пророк Мухаммед «при
землился» во время перелета из Мекки на коне Буррак.
9. Бейт ас-Сухур (мечеть Омара) — третья по значению после Мекки
и Медины святыня ислама, построенная в 691 г. омейядским халифом
Абдель Маликом ибн Мерваном на месте, откуда Мухаммед летал в рай.
В Иерусалиме находится множество других святых мест, связанных с христианской, иудейской и исламской религиями. Здесь же располагаются представительства почти всех христианских церквей — римско-католической, русско-православной, греко-православной, армяно-григорианской, коптской, эфиопской и др. (Русская Духовная миссия в Иерусалиме была создана еще в 1847 г.)
Проблема «вечного города» — одна из наиболее трудных в арабо-израильском урегулировании: кроме религиозно-психологического, она имеет международно-правовой, территориальный, юридический, политический и имущественный аспекты. В 1980 г. израильский парламент (Кнессет) принял закон, объявивший Иерусалим «вечной и неделимой столицей Израиля», с чем категорически не согласны палестинцы. Все это говорит не только о том, что проблема Иерусалима — одна из наиболее тонких и деликатных в мировой политике, но и о важности знания ее каждым образованным человеком.
Далее, на востоке особое культурно-историческое пространство образуют Иран и Афганистан — как связующее звено между переднеазиатским, китайским и индийским очагами цивилизации. Иран — крупное государство и по размерам территории, и по численности населения. Около половины населения составляют персы (или фарси), остальные — курды, луры, бахтиары, белуджи, азербайджанцы и др. «Провоевавшие» (часто не по своей воле!) едва ли не весь XX в. афганцы относятся к различным этническим группам — пуштунам, узбекам, таджикам, туркменам, хаза-рейцам.
Саудовская Аравия — колыбель ислама. Стремительное развитие страны в XX в. произошло благодаря ресурсам нефти. Поначалу королевство было даже не в состоянии «переварить» свалившееся на него богатство, накапливая деньги в западных банках, но в конце XX в. началась грандиозная программа модернизации. Главную ставку в промышленности сделали на нефтехимию. Резко шагнуло вперед и сельское хозяйство. Королевство в условиях пустыни сумело достичь самообеспечения хлебом и овощами. Это стало возможным благодаря сооружению современных ирригационных систем, использованию лучшего в мире семенного зерна, передовой техники. Преобразилась столица страны — Эр-Рияд. Из патриархальной страны кочевников-бедуинов страна за четверть века превратилась в «общество потребления» на американский манер. Нефть — источник финансовых накоплений и быстрого процветания также членов ОПЕК Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ. Явные аутсайдеры в социально-экономическом развитии на Аравийском полуострове — Йемен и Оман.
Историко-географическая область Палестина — родина двух народов — арабов и евреев, каждый из которых внес свой вклад в экономическое и культурное развитие страны. После окончания Второй мировой войны была принята резолюция ООН о создании на территории Палестины двух самостоятельных государств — еврейского и палестинского. Еврейское государство Израиль было образовано в 1948 г., но арабские страны не признали решения ООН и начали военные действия против Израиля. В ходе войны Израиль присоединил часть территории, предназначенной для арабского государства, и западную часть Иерусалима. Последующие годы знаменуются постоянными военными конфликтами между Израилем и соседними арабскими государствами. Очередной «виток» конфронтации пришелся на 2006 г.
Из всего нынешнего населения Израиля около 50 % — уроженцы СССР.
После окончания Второй мировой войны выяснилось, что сохранение британского мандата на управление Палестиной «изжило» себя. Арабы и евреи в один голос требовали вывода британских войск и прекращения действия мандата. Даже сами англичане, сосредоточившие здесь более 100 тыс. солдат и полицейских, вынуждены были признать, что утратили контроль за развитием обстановки и что в Палестине фактически начинается партизанская война местного населения — и арабов, и евреев (!) против британского владычества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что правительство самой Великобритании вынуждено было вынести палестинский вопрос на рассмотрение ООН.
15 мая 1947 г. на заседании специальной комиссии Генеральной Ассамблеи ООН по Палестине в речи главы советской делегации (А.А.Громыко) была изложена позиция СССР в отношении ближневосточного урегулирования. Приведем лишь одну цитату из этой речи, отражающую
позицию бывшего Советского Союза: «Законные интересы как еврейского, так и арабского народов Палестины могут быть защищены должным образом только при создании независимого двуединого демократического арабско-еврейского государства. ...Если бы оказалось, что этот вариант является неосуществимым, ...тогда необходимо было бы рассмотреть второй вариант, ...предусматривающий раздел Палестины на два самостоятельных независимых государства — еврейское и арабское». Но надеждам на создание двуединого государства не суждено было сбыться. 29 ноября 1947 г. Советом Безопасности ООН была принята резолюция 181 об отмене британского мандата и создании на территории Палестины двух самостоятельных государств. За это решение голосовал и Советский Союз (против — все арабские государства). Полгода спустя на свет появился Израиль, а вот провозглашение арабского палестинского государства так и не состоялось.
Хозяйство. С одной стороны, Юго-Западная Азия — один из древнейших очагов мировой цивилизации; с другой — большинство нынешних государств все еще соответствуют статусу развивающихся стран, выполняющих функции поставщиков промышленного и сельскохозяйственного сырья на мировой рынок.
Глобально экономическая роль Юго-Западной Азии определяется колоссальными нефтяными ресурсами Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Катара, Ирана, Ирака. Главные места нефтедобычи — территории стран, примыкающих к Персидскому заливу, и их шельфовые зоны. По уровню добычи Саудовская Аравия оставляет далеко позади все страны региона и наряду с Россией лидирует в мире (около 400 млн т). При этом наблюдается большой разрыв между уровнем нефтедобычи и мощностями местной нефтеперерабатывающей промышленности. Сырая нефть преимущественно отправляется на экспорт, главным образом в страны Западной Европы и США.
Кроме того, в Иордании ведутся разработки калийных солей мирового значения; Турция занимает видное место в мире по добыче и экспорту хромитовых руд; в Ираке ведется крупная добыча фосфоритов и природной серы. В Персидском заливе и Красном море с давних времен добывают жемчуг и кораллы.
Наиболее развитыми в индустриальном отношении странами региона являются Израиль (обладающий ядерным оружием) и Турция (член НАТО и кандидат на вступление в ЕС). По совре^ менным «меркам» Израиль — довольно развитое в экономическом отношении государство (особенно по сравнению со своими соседями). Колоссальные инвестиции, обеспечиваемые в основном широким притоком иностранного капитала в виде прямых инвестиций, займов, кредитов, экономической помощи и т.д. обусловили высокие темпы развития этого ближневосточного государства. На мировой рынок Израиль поставляет продукцию машиностроения, текстильной и швейно-трикотажной промышлен-
ности, а также пищевой. В сельском хозяйстве Израиля создана широкая сеть так называемых коыыу\\-кибуц и кооперативов-л*о-шавов, высокая эффективность которых подтверждена временем. Главную роль в индустриальном производстве Турции играет легкая промышленность (производство хлопчатобумажных тканей), а также производство не сложной бытовой техники, сборка автомобилей и т.д. Одна из главных технических культур — табак, некоторые его сорта пользуются известностью среди курильщиков. Выращиваются цитрусовые, виноград, оливки, орех, инжир и др. Многочисленно поголовье ангорских коз, дающих мохеровую высококачественную шерсть.
Основной отраслью экономики стран региона (взятых в целом) по количеству занятых остается сельское хозяйство. Наиболее общим ограничителем его развития остается нехватка воды и потребность в орошении. Хозяйственный облик практически лишенного углеводородного сырья Афганистана определяется отсталым сельским хозяйством — точнее: животноводством. В структуре экспорта этой страны всецело доминируют каракуль и каракульча. Страны региона экспортируют изюм и фундук (Турция), кофе «мокко» (Йемен), миндаль (Иран), финики (Ирак) и т.д.
Широким спросом на мировом рынке пользуются некоторые изделия кустарно-ремесленного производства: персидские ковры, сирийские и ливанские трикотажные изделия, иракский муслин и т. д. Экономическая география региона во многом определяется его функциями глобального транспортного перекрестка. Во-первых, общепризнанное значение для международного судоходства имеют проливы Ормузский, Босфор и Дарданеллы, а также крупнейшие морские порты: Стамбул, Измир, Бейрут, Хайфа, Аден и др. Во-вторых, здесь проходит трансконтинентальная железная дорога Гамбург {ФРГ)— Басра {Ирак), использующая мост через Босфор. В-третьих, мировое значение имеют многие нефтепроводы (в частности, новый нефтепровод Баку —Джейхан в Турции). В-четвертых, аэропорты Бейрута, Дамаска, Анкары, Тегерана, Тель-Авива не только отличаются значительными масштабами пас-сажирооборота, но и являются важными транзитными центрами из Западной Европы, Африки и Северной Америки в страны, расположенные к востоку от Среднего Востока.
* * *
Итак, Юго-Западная Азия — историческое «ядро» бывшей Османской империи — обладает многими элементами как культурно-исторической целостности (в рамках более обширного исламского региона, включая страны Северной Африки), так и явными признаками экономического, социального и политического «расслоения». Декларируемые многими политическими деятелями Ближне-
го и Среднего Востока призывы к созданию межарабского экономического пространства, общего арабского и общего исламского рынков наталкиваются на труднопреодолимые противоречия между государствами региона, связанные прежде всего с существенными различиями в их экономическом статусе, с неодинаковым отношением к идеям исламского фундаментализма и т.д.
В политическом отношении регион является одним из наиболее динамичных в мире («исламская дуга нестабильности»). Можно сказать, что здесь находится самый чувствительный, «нервный» узел планеты. Ни в одной части мира политическая карта не менялась так часто, как в этом регионе. Здесь на всех исторических этапах развития человеческого общества формировались и распадались великие империи и малые государства.
В странах региона (прежде всего в странах Персидского залива) концентрируются колоссальные запасы нефти и газа, добыча которых служит важнейшим источником экономического роста многих из них. Одновременно эти ресурсы служат источником искусственных «геополитических игр» сильных мира сего в этом регионе.
В регионе преобладают малые по людности страны (за исключением Турции, Ирана и некоторых других). Наблюдается высокий естественный прирост — более 2 %.
Поляризация стран региона по уровню развития очень высока. На одном полюсе — Саудовская Аравия и преуспевающие страны Персидского залива, на другом — Афганистан (одно из беднейших государств мира), Мавритания и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся между собой понятия «исламская цивилизация», «арабский мир», «Ближний Восток» и «Средний Восток»? 2. Почему арабский регион сегодня не представляет собой единого целого? 3. Какие страны региона являются бесспорными лидерами по объему ВВПна душу населения? Какие — явными аутсайдерами? 4. Как можно охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Южной Азии? 5. Что означает выражение «Курдистан»? Где он расположен? 6. Что препятствует экономической и культурной интеграции стран Ближнего и Среднего Востока?
7.2. Африканское Средиземноморье*
О контурах североафриканского региона.Традиционно в составе Африки выделяют две основные части: Северную Африку (или арабо-берберскую) и Африку южнее Сахары (или черную Африку). К последней относятся все государства континентальной Аф-
* Не следует упускать из виду, что Синайский полуостров Египта находится в Азии, а Мавритания — явно не средиземноморская страна, в связи с чем выражение «Африканское Средиземноморье» не лишено некоторой условности.
рики, расположенные южнее пустыни Сахары, а также ряд островных стран и территорий в Атлантическом и Индийском океанах.
! Согласно используемой Экономической комиссией ООН для
С Африки (ЭКА) сетке, в состав субрегиона Северная АЛрика вхо-}. дят: Алжир, Ливия, Марокко, города Мелилья и Гпг : Испании), Судан, Тунис и Египет (а иногда и Мг .
гие же авторы из состава Северной Африки Судан исключают, полагая, что по многим социокультурным показателям он несколько «выпадает из ансамбля» арабского мира, несмотря на то обстоятельство, что некогда он был составной частью Англо-Египетского Судана и более половины населения этого государства говорит по-арабски.
Третьи авторы под странами Северной Африки понимают лишь государства так называемого Магриба («Магриб» — слово арабское и означает запад, причем название региона возникло не случайно: именно здесь был западный предел продвижения арабов в VII—VIIIвв.). Традиционно в состав Магриба включают Марокко, Алжир и Тунис. («Магриб, — говорят арабы, — это птица, тело которой — Алжир, а крылья — Тунис и Марокко».) Иногда в состав Магриба включают Ливию, и совсем уж редко — Мавританию. Если в состав Северной Африки не включать Египет по той причине, что он относится к Северо-Восточной Африке, то с таким же основанием Марокко можно отнести к Северо-Западной Африке.
Как видим, полного консенсуса в отношении роафриканского региона в литературе не существует. Особые блемы возникают с Суданом и Мавританией, которые с некоторой натяжкой также можно относить к арабо-берберскому миру. Тем не менее данный регион рассмотрим в составе стран Африканского Средиземноморья, а также Мавритании.
Природная среда и население.Северная Африка, почти полностью лежащая в тропическом и субэкваториальном поясах, традиционно подразделяется на три физико-географические области:
1) Атласскую область — маргинальную северо-западную часть, расположенную между средиземноморской и пустыни" ™лп1га(>-ской зонами. В тектоническом и геоморфологическом эта область продолжает собой Южную Европу, п^тг западные склоны Атласа во многом напоминают пании, в то время как его внутренние части пг «сахарскую специфику». (В наиболее высоких ма Атласа, в частности Марокканского, есть места, где зимой образуется снежный покров и снег играет некоторую роль в питании
Р2) Сахару - климатическую зональную пустыню, обязанную своим происхождением круглогодичному господству сухого тр
пического воздуха. Эта пустынно-тропическая область, занимающая колоссальную территорию (около 7 млн км2), характеризуется почти полным отсутствием осадков (менее 50 мм) и самой сильной испаряемостью в мире;
3) Судан — саванну, протянувшуюся широким шлейфом через весь материк от Атлантики до Абиссинского нагорья и частично «захватывающую» юг Северной Африки. (Сахель — подвижная биоклиматическая зона, расположенная между Сахарой и саванной, находится вне пределов Северной Африки.) Температурный режим в Суданской физико-географической области изменяется сравнительно мало, и характер почв и растительности всецело зависит от количества осадков.
Пожалуй, наиболее характерная особенность рассматриваемого региона — засушливость и дефицит водных ресурсов (что не удивительно: более 90 % территории стран Африканского Средиземноморья занимают пустыни). Нередко в Сахаре и Ливийской пустыне (последняя занимает почти 70 % территории Египта) встречаются огромные скопления песка, передвигающегося с места на место под воздействием ветра. В одних местах песок образует невысокие холмы, в других — огромные дюны, достигающие иногда высоты 150 м. Параллельные гряды дюн тянутся иногда на сотни километров. Встречаются и барханы — огромные скопления песка полукруглой формы с гребнем, приподнятым на высоту нескольких десятков метров.
В этой связи проблема ирригации земель для региона предстает наиболее актуальной в области технологии сельского хозяйства. Имеющаяся гидрографическая сеть (не считая Нила и некоторых приморских водотоков) представлена уэдами — временными руслами рек. Особое значение в Сахаре приобретают подземные (артезианские) воды, которые встречаются на очень больших площадях и все более интенсивно используются в местах нефте- и газодобычи. Однако, во-первых, подземные воды встречаются на разной глубине (иногда на глубине 1000 — 2 000 м); во-вторых, нередко они сильно минерализованы и непригодны для питья; в-третьих, запасы артезианских вод, как правило, представляют собой реликтовые воды, не возобновляющиеся при их потреблении.
Основное минеральное богатство стран Африканского Средиземноморья — нефть и газ, которыми особенно щедро одарены недра Алжира и Ливии. Кроме них, имеются металлоруды, фосфориты (Атлас) и т.д.
Не вдаваясь в детали этнической истории (Африканское Средиземноморье пытались в свое время колонизировать финикийцы, Римская империя, германские племена вандалов, византийские императоры, турки, испанские конкистадоры и т.д.), отметим, что при первом же натиске арабских завоевателей (VII в.) 332
здесь восторжествовал ислам. На заре нового тысячелетия (в середине XI в.) нахлынула вторая, более сокрушительная волна арабов. Кочевники из аравийских пустынь одержали полную победу, и Северная Африка была включена в державу Арабских халифатов. Большая часть берберских и других племен приняла арабский язык и культуру, а завоеватели, сравнительно немногочисленные, смешались с побежденными.
При этом древнее население Африканского Средиземноморья включало различные элементы. Так, древнеегипетский народ сложился в результате смешения различных африканских племен, проникавших в долину Нила с Юга и Запада. По происхождению древние египтяне были родственны древнейшему населению Нубии (современный Судан). Азиатские переселенцы с северо-востока (главным образом семиты) и светлокожие ливийцы, проникавшие в Египет с запада, быстро ассимилировались с коренным населением. На территории современного Марокко с древнейших времен жили племена ливийцев — предков современных берберов.
Как бы там ни было, подавляющая часть современных жителей региона — арабы или арабизированные берберы (кабилы, рифы и др.), что позволяет говорить о сравнительной этнической однородности Африканского Средиземноморья. (Арабизированные берберы, например, составляют существенную часть населения Марокко (около 15 %). Это — рифы, шлехи и другие берберы, живущие преимущественно в предгорных и горных регионах и говорящих по-берберски.)
Что касается национальных меньшинств, то особой «колоритностью» отличаются туареги (юг Алжира). Немало их и в городах побережья. Например, в Египте — это греки, армяне, нубийцы, беджа, итальянцы и другие народы, концентрирующиеся главным образом в Каире и Александрии. (Здесь они заняты преимущественно в сфере услуг: греки — мелкие торговцы; нубийцы обычно служат поварами, швейцарами и портье в ресторанах и гостиницах; среди итальянцев много квалифицированных строителей, а также искусных ремесленников; племена беджа у египетско-суданской границы занимаются сельским хозяйством и т.д.) К числу национальных меньшинств Марокко относятся марокканские евреи, исповедующие иудаизм, а также французы, испанцы и т.д.
Отличительная черта демографической динамики населения региона — высокая рождаемость и соответственно высокий естественный прирост (в отдельные годы до 3 %).
Туареги — группа кочевых берберских племен, живут в Южной Сахаре. Язык туарегов относится к семито-хамитской группе. Ниже приведенная цитата — художественная характеристика туарегов.
«Высокий рост, стройное худощавое, мускулистое тело, закаленное вечной борьбой с суровой пустыней, белая, загоревшая до бронзового цвета кожа, прямые черные волосы, овальное лицо с широким лбом, черными или голубыми глазами, носом правильной формы и тонкими губами — таков внешний облик туарегов. Лицо и руки они красят синей краской для защиты от солнца. У них благородные манеры, гордая осанка и сильно развитое чувство собственного достоинства. Одеждой туарегу служат гандура, широкие штаны и надеваемая сверху длинная синяя рубаха без рукавов, украшенная вышивкой и стянутая в талии пояском. На ногах — сандалии из кожи верблюда. Воины-туареги носят покрывало черного или белого цвета. Оно окутывает голову, ниспадает на плечи и оставляет открытой только узкую щель для глаз, зорко смотрящих как бы из-за приподнятого забрала шлема. Ношение покрывала, предохраняющего от солнца и песка, превратилось в религиозный обычай, и туареги не снимают накидку даже во время еды и сна.
Туареги почти всю жизнь проводят в седле, преодолевая на своих быстроходных верблюдах огромные пространства Сахары.
...Своеобразен быт туарегов. Они не употребляют в пищу некоторые продукты — птицу, рыбу, яйца, ящериц. "Мы не едим варана, — говорят они, — потому что это наш дядя по материнской линии". Хотя формально туареги считаются мусульманами, они не соблюдают никаких религиозных обрядов ислама, силы и явления природы, небо, солнце, луну, звезды почитают больше, нежели аллаха».
Б. Е. Косолапое
С учетом характера природных условий региона размещение населения носит очаговый и оазисный характер. Наиболее высокая плотность населения в дельте Нила, по побережьям Средиземного моря и Атлантического океана, где сосредоточена подавляющая часть городов. В Сахаре постоянное население — только в оазисах.
Подавляющая часть жителей Африканского Средиземноморья исповедует ислам суннитского толка.
Страны региона.Каждая страна региона (табл. 7.2) уникальна. Так, на территории современного Египта (в дельте Нила) сложилась одна из первых в истории человечества цивилизаций. Само название «Египет», принятое в европейских языках, восходит к греческому «А1§ур1о$» (искажение египетского Хеткаптах — «Крепость духа Птаха»), применявшемуся сначала для обозначения столицы Древнего Египта — Мемфиса, где почитался бог Птах, и перенесенному затем на всю страну. Сами египтяне называли Египет «Кемет» («черная») — по цвету почвы долины Нила. Вавилоняне и ассирияне называли Египет «Мусри» (отсюда еврейский Мицраим и арабский Миср).
С конца XIX в. Египет — полуколония Великобритании, в 1953 г. провозглашенная суверенной республикой. Исключительно важной исторической вехой для Египта стала национализация (1956 г.)
О О
О
В я н
Д >-] >"•
о а"
Г 18
3 *\
о Г
О
г»
"2 |
Ррч
Amp; о к
I I ГО
ё1
^-1 '-'
С?!
1-ш
о•о
ш о •о
I 0)
О Ш О
X
О1»
О з
2 Ь о
о * о
н (р и
О X
Го о
II
Quot;ЁЖ
I |
О Щ .
р » ф 9 _сл со
со О о |
Н О 2 I
Таблица 7.2
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 565;