Различия хронометрических характеристик
Временные характеристики относятся, несомненно, к числу наиболее значимых индикаторов общих процессов и реакций организма по всем его состояниям и особенностям (возрастным, половым, нейродинамически-типовым, темпераментным и т. д.). В этом отношении показательны классические данные К. Юнга о скорости словесно-ассоциативных реакций.
С помощью ассоциативного эксперимента Юнг обнаружил прежде всего общую зависимость скорости этих реакций от уровня умственного развития, фактически отождествленного им с образованностью. Образованные испытуемые отличаются большей скоростью словесно-ассоциативной реакции, причем эта закономерность одинаково распространяется на мужчин и женщин. Однако в пределах каждой группы («образованные» и «необразованные») очень ясно вскрываются половые различия за счет относительно большей скорости этих реакций у мужчин, чем у женщин (отношение 1,3-1,7). В группе «необразованные» эта тенденция усиливается, половое различие более глубокое (отношение 1,6-2,2).
Исходя из своей классификации типов словесных ассоциаций (внутренние, внешние, словесно-звуковые), Юнг нашел, что половые различия занимают разное положение в каждой из этих категорий словесно-ассоциативных групп. В наименьшей мере они вскрываются в сфере простейших, словесно-звуковых ассоциаций: в группе «образованные» у мужчин – 1,8, у женщин – 2,0; в группе «необразованные» у мужчин – 2,4, у женщин – 2,6.
Фактор полового диморфизма почти полностью перекрывается фактором образования: время реакции такого рода уменьшается с образованием и более высоким уровнем умственного развития.
Примыкает к такому положению картина распределения внешних словесных ассоциаций, фактически совпадающих с ассоциациями по смежности.
По-иному проявляется этот фактор в сфере так называемых внутренних словесных ассоциаций, более близких к ассоциациям по сходству. Здесь одновременно усиливается как фактор образования (у необразованных мужчин и женщин время реакции больше, чем у образованных), так и фактор полового диморфизма, но все же последний имеет больший вес. Он увеличивается у необразованных почти вдвое: необразованные женщины больше отличаются по времени реакции (ВР – 2,8) от образованных женщин (ВР – 2,1), чем необразованные мужчины (ВР – 1,9) от образованных мужчин (ВР – 1,2). Фактор образования, хотя и не устраняет полностью фактора полового диморфизма в этой области словесных ассоциаций, все же как-то ослабляет, нейтрализует его действие, в то время как «необразованность» его усиливает. Таким образом, в этой области наиболее ярко проявляется общая закономерность, обнаруженная Юнгом в его исследованиях.
Время словесных ассоциаций зависит, по Юнгу, от сочетания трех факторов: уровня умственного развития, характера слов-раздражителей и типа репродуцируемой ассоциативной связи. В числе факторов половой диморфизм, как и возраст, не фигурирует. Однако на основании большой массы экспериментальных данных Юнг установил константы времени словесно-ассоциативной реакции у мужчин (1,6 с) и женщин (2 с). Оказалось (по данным других исследователей), что близко к этим величинам находятся величины времени таких реакций у мальчиков и девочек. Если составить таблицу времени словесно-ассоциативных реакций по данным разных авторов, приведенным Е. И. Бойко*, то получится, в общем, совпадающая с юнговскими константами картина (табл. 20).
* Бойко Е. И. Время реакций человека. – М.: Медицина, 1964.
Таблица 20
Данные о времени словесно-ассоциативных реакций | ||
Авторы | Мальчики | Девочки |
Мак-Гейе И. А. Котляр Д. М. Маянц и Ю. С. Юсевич | От 7 до 10 лет 1,94с | От 7 до 10 лет 2,59с |
От 8 до 10 лет 2,1 с | От 8 до 10 лет 2,9с | |
От 7 до 10 лет 1,65с | От 7 до 10 лет 1,9с |
Во всех случаях время словесно-ассоциативных реакций у мальчиков было несколько меньше, чем у девочек. Если сопоставить эти данные с юнговскими, то окажется, что возрастные различия (младший школьный возраст и взрослые люди) менее значимы, чем половые, которые проявляют себя одинаково как в предпубертатном, так и зрелом возрасте*.
* Об этом можно судить по данным большого исследования Д. Палермо, изучавшего словесные ассоциации и речевое поведение у детей, подростков, юношей и девушек. Он обнаружил большую продвинутость в речевом развитии у девочек и девушек сравнительно с их сверстниками. Сопоставление уровней речевого поведения и усложнения словесных ассоциаций с хронометрическими показателями словесно-ассоциативных реакций свидетельствует о своеобразной отрицательной зависимости между сложностью словесно-ассоциативных структур и скоростью речевых реакций (Палермо Д. Словесные ассоциации и речевое поведение детей // Изучение развития и поведения: Сб. – М.: Просвещение, 1966).
Учитывая ранее приведенные данные, в частности сопоставление времени словесно-ассоциативных реакций у подростков и взрослых, можно предположить, что фактор полового диморфизма является более постоянным, чем возрастной. Об этом свидетельствуют, например, данные Беллиса о возрастных изменениях психомоторных реакций у здоровых мужчин и женщин с 20 до 60 лет (табл. 21 )*.
* Приведена по кн.: Бурльер Ф. Старение и старость. – С. 36.
Из данных табл. 21 следует, что хотя имеются некоторые различия в изменениях скорости психомоторной реакции в зависимости от модальности сигналов (более выраженные в слуховой системе, чем в зрительной), однако они совершенно незначительны и их вполне можно игнорировать. Таким образом, необычайная близость психомоторных реакций на свет и звук свидетельствует о том, что в их основе лежат не рецепторные, а общие корковые механизмы.
Таблица 21
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 639;