Техника мезенской росписи по дереву
Начать изучение мезенской росписи лучше всего с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиральные, затем овалы, кружочки, крестики, звездочки.
Эти упражнения необходимы для того, чтобы натренировать руку и уверенно проводить линии.
Если нет тонкой кисти, можно использовать металлическое перо. В старину же мастера выполняли роспись глухариными перьями.
Контур всех квадратов расписывался красным цветом самодельной кисточкой (по-местному тиской), которая делалась из пряди волос, или "тиску" заменяла деревянная палочка, заостренная с одного конца и размочаленная. В настоящее время пользуются обычной кисточкой. Узоры, помещенные в квадраты, поражают многообразием, сложностью и оригинальностью.
Анализируя элементы орнамента мезенской росписи, обращаем внимание на их геометрический характер, повторяющий узор резьбы по дереву, характерной для этого края.
Вполне возможно, что деревенские резчики под влиянием живописного искусства жителелей соседних деревень сменили резец на кисть, сохранив по традиции в узоре элементы геометрического орнамента: круги, ромбы, розетки, квадраты и треугольники, вписывая в них волнистые линии, скобки, спиральки, овалы и т.д.
Бердо
Бердо - это решетка, состоящая из ряда клеток (от 2 до 4) в один или два ряда, в окружении уточек. Сверху и снизу от бердо идут геометрические ленты ("поля2). Обычно одна из лент направлена вертикально, а другая - горизонтально
Символика мезенской росписи |
Происхождение мезенской росписи остаётся загадкой. Её необычность и глубина символов заслуживает серьёзного внимания учёных. Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже:
Знаки неба и светил:
Знаки стихий. Охранительные знаки:
Знаки неба и дождя:
Знаки земли и растений:
5. 07. 02 - Большая Нисогора.
В деревне чудом ещё сохранилась деревянная церковь. Её видно ещё издалека, когда едешь по берегу Мезени. Некогда нашлись люди, взявшиеся за её реставрацию, но потом стало очевидно что потребуется очень много денег и сил, чтобы её восстановить и реставраторы опустили руки... Она немного покосилась и каждый год она становится всё слабей...
А здесь на фото - охлупень, или конь, как просто называют местные. Охлупень делается из огромного бревна. Конь - это символ, который оберегает дом от напастей и зла.
Деревня стоит на берегу Мезени. Места наикрасивейшие.. Вообще наверное пора сказать что Мезень - река потрясающей красоты. Один берег у неё пологий, а другой высокий красный! :) Обрывистые берега глубокого, красного цвета - это глина, из которой делали раньше краску. Мезенская роспись очень хорошо передаёт природные мотивы этой области. И цветом и стилем. Тонконогие, гибкие кони, изящные лебеди и простые, но насыщенные узоры - словно сказка, которая увлекает в другой мир полный гармонии, добра, любви...
Сходили в школьный музей. Учительница (эх, как всё таки хорошо, что есть такие люди) собрала в музее коллекцию старинных школьных предметов, начиная с работающего граммофона, старых азбук, плакатов, атласов и заканчивая архивным фотоальбомом, в котором собраны фотографии выпускников этой школы с начала века, фронтовиков, простых жителей и непростых... Такая там царила чудесная атмосфера, что... в общем жаль что фотографии не удались. :(((((
6. 07. 02 - Б. Нисогора.
Мезенская роспись. Символ коня в представлениях удорских коми.
Крюкова Ю., Республика Коми,Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением ряда предметов,
г. Сыктывкар., 9 класс
Ярким и самобытным проявлением народного прикладного искусства является мезенская роспись. Происхождение ее до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках (петроглифах).
Для мезенской росписи характерны контурные, графические фигуры живописных, фигуры птиц с ярко выраженными S-образным контуром.
Характерной особенностью росписи является многоярусность. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три яруса, причем, в нижнем и среднем главными фигурами представляются кони (олени), в верхнем – птицы.
По всей вероятности, выделенные ярусы соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному. Представления о трех мирах широко бытовало у мезенских коми, как и у многих других народов.
Возможен и другой подсчет изображаемых на прялках ярусов. Если принять во внимание геометрические ряды, разделяющие рассмотренные выше ярусы, то получится семиярусное деление прялки. Число 7, так же, как и 3, характерно для представлений о вертикальном делении мира. Прялки всегда связаны с семейной жизнью, а следовательно – с продолжением жизни, с судьбой. Неспроста, прялка была непременным подарком жениха невесте. Нить, которую пряла женщина в дальнейшем на этой прялке, так же символизировала жизнь, судьбу.
Отдельно остановимся на конях, часто изображаемых на прялках и других предметах, где используется мезенская роспись. На мезенских прялках, окрашенные одна - в черный, другая - в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом. Олицетворяя при этом, по всей видимости, загробный и сущие миры. О том, что кони эти неземного происхождения, свидетельствуют многочисленные солярные знаки, помещенные над гривами, между ног и под ногами животных. Большинство коней имеет в росписи красно-оранжевую окраску. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, подчеркивающим их необычное происхождение. Противоестественно – длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев.
Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.
На верхней стороне мезенских прялок узор более устойчив, чем на внутренней. В средней ее части почти всегда изображены два ряда бегущих друг за другом лошадей или оленей. Обычно узор строится таким образом, что один из рядов состоит целиком из фигур лошадей, другой – из фигур оленей. Нередко оба ряда заполнены однородными фигурами коней, реже – оленей. В каждом ряду мастер помещал три или четыре фигуры животных, так, что всего в обоих рядах помещалось соответственно 6 или 8 фигур. Изображения животных довольно однообразны. Красно-оранжевые силуэты коней и оленей образуются из трех частей: прямоугольного туловища, длинной вытянутой шеи и морды. Грива, четыре длинные ноги и хвост дорисовывались черными тонкими штрихами. Вокруг коней и оленей размещались многочисленные солярные знаки и птицы, указывающие на неземное происхождение животных. В верхнем и нижнем ярусах лицевой стороны прялок помещались изображения птиц, символизировавших верхний и нижний миры. Ярусы – миры разделялись горизонтальными полосами, заполненными геометрическим, рапортным (повторяющимся) узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из одноименных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, оригинальным. Мастера сочетали элементы геометрического орнамента по-разному. Все эти геометрические ряды рисовались мастерами на одинаковом уровне на лицевой и тыльной стороне прялок. Таким образом, прялка воспринималась как нечто объемное и округлое, как древо жизни.
Прялку и изображения на ней можно рассматривать как “мировое дерево”. Мировое дерево произрастает из нижнего мира сквозь средний и верхний, солнечный, небесный мир.
В мезенских прялках видим коней, оленей, птицу на вершине дерева, трехчастное деление самого дерева. Зигзагообразный орнамент на горизонтальных геометрических рядах на прялках – это, возможно, змеи, обвивающие древо. Спираль, как и зигзаг можно рассмотреть как змею. Таким образом, и этот элемент мифологии в стилизованном виде присутствует в мезенской росписи.
Основные образы мезенских прялок – птицы, кони, олени входят в круг народного фольклора, встречаются в различных календарных и семейных обрядах.
Из материалов, полученных в ходе этнографической экспедиции в Удорский район на р. Мезень, мною отобраны те, которые касаются образа коня, так часто встречающегося в мезенской росписи.
Образ коня архаичен, он связан с культом этого животного, особо почитаемого в народе. Изображение коня служило своеобразным оберегом. Неспроста многие старые дома на Удоре украшены коньками на крыше. Конек, вырезанный на охлупне – массивном бревне, венчающем крышу дома, как бы символизирует древо жизни и оберегает покой живущих. Изображение конька сильно стилизовано, иногда схематично, как это мы увидели в д. Малая Пысса. И реалистичные, красивые, совсем как настоящие в селе Пучкома по Вашке.
Конь – атрибут божественный, он обязательно присутствует в мифологии, сказках, преданиях. Божества, едущие в колесницах по небу; кони, запряженные в колесницу обязательно сопровождают эти божества.
Образ коня сопоставляется с душой человека. “Летящий конь” – “летящая душа”. Конь, как посредник между миром земным и иномирами. Неудивительно, наверное, и то, что во многих обрядах удорских коми присутствует в той или иной форме образ коня. При ряжении или гадании конь выступает как символический посредник между тем и этим миром. Общепринятая солярная (солнечная) символика коня. Конь – символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ.
14 августа (новый стиль) удорские коми, как и другие отмечают день Спаса. В этот день специально совершался обряд молебна лошадям. Местный священник окроплял лошадей, которых специально для этого выводили на улицу. Затем устраивались символические гонки на лошадях.
В Ильин день, когда по древним поверьям, Илья-пророк на колеснице проехал по небу, лошади так же уделялось особое внимание. В этот день в селах Удоры устраивали массовые катания на лошадях.
На Масленицу любимым развлечением удорских коми было катание на лошадях. Лошадей украшали лентами, цветами. Сбруи из бумаги, на дуги вешали колокольцы и бубенцы с песнями объезжали село, катали всех желающих.
Масленичные выезды знаменовали собой все более активное движение солнца по весеннему небосклону. У удорских коми объезжали село, как правило, вокруг; по замкнутой окружности (сикт гогор). Эти магические круги “под знаком солнца” должны были обезопасить село и лошадей от всякого рода несчастий.
Магическое значение лошади придавалось во время гаданий. Гадали с лошадью чаще на Васильев день. Девушки садились во дворе на лошадь, у которой завязывались глаза. Если лошадь находила дорогу за открытые в это время ворота, то дело – к свадьбе, если нет – значит жениха в этом году не будет.
В Глотово описали гадание с лошадью, когда ее выводили с завязанными глазами во двор, ставили преграду (бочку), если она перешагивала – к замужеству, если обходила – нет. Здесь же, в Глотово, перед лошадью с завязанными глазами рассыпали на перекрестке сено, в какую сторону лошадь пойдет – там и будет суженый.
Во всех гаданиях, где использовалась лошадь, она выступала как своеобразный “проводник”, “посредник” между “тем” и “этим” миром, как средство, с помощью которого можно заглянуть в будущее.
В святочных гаданиях, когда особенно силен разгул “духов”, вместо лошади иногда используют отдельные предметы, имеющие непосредственное отношение к ней, например, хомут или конная уздечка. Они наделялись такой же силой, как лошадь. Известны гадания на Удоре, когда девушки брали уздечку, шли к проруби, опускали конец уздечки в воду и ждали, когда подойдет парень и попросит уздечку. Значит девушка выйдет замуж в этом году.
В гаданиях, где “слушали” звуки и по ним предсказывали будущее, иногда использовали хомут. Считалось, что с ним лучше “слышать” звуки, но это было опасно, т.к. злые духи могут утащить гадающего в “другой” мир. Хомут же в данном случае выполняет своеобразную роль оберега в данном “страшном” гадании.
Использовался образ лошади в ряжениях, играх, где так же отчетливо проявляется культ коня, бытовавший у удорских коми.
Вечером на Васильев день собирались парни до 20 человек. Кто рядился в лошадь, кто в кучера. Брали по 7 (обязательно!) (смотри семичастное деление мира в прялке) шелковых платков, наматывали их вместо вожжей, хомута, хвоста и т.д. На одном платке подвешивали колокольчик. Ряженые становились в 2 ряда и колесили по селу.
Культовое значение образа коня находит свое выражение и в обрядовой пище. На Удоре существовала традиция накануне Крещения выпекать фигурки из теста. Лепили фигурки различных домашних животных – коров, овец и т.д. Выпекали и фигурки коней. Лошадок. У разных народов и в разных районах Коми у них названия разные: “козульки”, “коровки”. А вот на Удоре их называют и по сей день “чибо” – “чань” (что означает “жеребенок”). Пекли это печенье на Удоре и на рождество, угощая при этом детей, ряженных, гостей.
Отдельные печенюшки в виде лошадок клали на божницу. Считалось, что при этом они набираются магической силой. После святок эти “чибо” скармливали скоту. Считали, что при этом скоту будет обеспечена сохранность и здоровье в этом году.
Таким образом, с конем удорские коми связывали многое в своей жизни: благополучие, удачу, охрану от несчастий и т.д.
Образ коня наделялся магической силой, он был своеобразным “проводником”, “посредником” между мирами. Культовое значение коня находит свое выражение во многих обрядах и традициях. Конь – символ солнца, плодородия, источник всех жизненных благ. Вот почему такое уважительное отношение к этому животному, вот почему образ его находит широкое распространение в народном прикладном искусстве.
|
Заштрихованные треугольники, квадраты и ромбы с точками – символы пашни, засеянного поля. |
|
|
Роспись всегда имела строгий порядок. По небольшой стройной, срезанной по нижним углам лопастки прялки, украшенной наверху маковками, словно главками северной церкви, располагались три яруса. По всей вероятности, они соответствовали трем мирам: небесному ( в том ярусе рисовались птицы и “ бердо” – геометрический орнамент ), наземному ( в том ярусе главными были кони и олени ) и подземному ( там обычно были кони и птицы ).
Всего два цвета в мезенской росписи: красный и черный. Красноватую охру добывали из береговой глины. Сначала ее растирали на камне, потом разводили в растворе лиственичной смолы. Черную краску делали из сажи: смешивали с тем же раствором смолы.
Прялку расписывали измочаленной на конце деревянной палочкой. Потом тетеревиным пером обводили черной краской. А чтобы краска долго не тускнела и не выгорала, прялку покрывали олифой.
Она придавала росписи красивый золотистый отлив.
Мезенская роспись носила бытовую направленность.
В Палощелье изготовлялись всевозможные предметы из дерева. И обязательно расписывались.
Делались короба всех размеров, грабли, решета, солонки, чаши, ковши.
Особенно много делалось прялок и ложек.
Занимались росписью только мужчины-те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени. Дерево для изделий заготовляли зимой.
Расписывали изделия летом перед ярмаркой.
Зародилась мезенская роспись в селе Палощелье, на реке Мезени, в Архангельской области в конце 19 века. Есть мнение, что это отголосок древнего искусства чуди, угро - финского племени, живущего когда-то в этих местах. А может быть корни мезенской росписи в наскальных изображениях первобытного искусства, прекрасные образцы которого были найдены на берегах Онежского озера и Белого моря. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу истоков мезенской росписи. А первое письменное упоминание о Палощелье как центре росписи относится к 1904 году.
Начать изучение мезенской росписи лучше всего со знакомства с историей промысла, с освоения простейших приемов, элементов, которые будут необходимы при составлении композиции. Это различные виды линий: горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые, спиралевидные, овальные; кружки, крестики, звездочки. .Затем можно перейти к освоению других элементов росписи: коня, оленя, птицы.
Расписывать лучше учиться сразу красками, без помощи карандаша. Сначала учитель показывает элементы росписи на классной доске, пользуясь кисточкой, смоченной в воде. Показ на доске подкрепляется художественно – дидактическими таблицами:
последовательность рисования
| элементы геометрического орнамента |
Мезенская роспись стоит особняком в русском народном искусстве. В ней нет элементов цветочного орнамента. Она скупа в выразительных средствах, лаконична в рисунке. Эта роспись загадочна и кажется архаичной. В то же время – удивительно цельная, изысканная! Как точно передан ритм бега животных! Предельна простота передачи характерных черт коня, оленя, птицы.
Из истории Мезенской росписи
Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…
Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палощелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве.
В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитка
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального дре ва.
“Гимн жизни”
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
Что нужно мастеру
Материалы
Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.
Инструменты
Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской).
· круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски.
· плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Окончательная отделка расписанного изделия
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект.
Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений.Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.
При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно сошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
Вот, коротко я вам рассказала о мезенской росписи и что нужно иметь для создания своего собственного творения.
Итак, мы с вами ознакомились с историей возникновения Мезенской росписи и узнали значения некоторых ее мотивов. Теперь пришла пора научиться самим составлять композиции и орнаменты, а самое главное научиться расписывать мезенские мотивы. Итак, все готовы? Поехали!
Для работы нам понадобиться: альбом для рисования или отдельные листы плотной бумаги, линейка, карандаш, стирательная резинка, кисточки № 1-3 круглые белка или колонок, краски- красная и черная.
На листе бумаги разметьте с помощью линейки и карандаша полоски с квадратами, как показано на рисунке. Теперь берем кисточку № 2 и красную Красочку и аккуратно, стараясь одним движением, держа кисточку строго вертикально прописываем прямую горизонтальную линии. Потом прорисовываем другую, после этого прорисовываем вертикали. У нас получились Мезенские поля-земля, теперь, приступаем к внутренней прорисовке. Для этого берем кисточку № 1 и черную краску, осторожными, тоненькими линиями начинаем вписывать в клетки узоры, как на рисунках… Теперь нарисовав одну полоску, мы можем по подобию расписать и другие. Эти орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. Как я уже говорила в таких квадратах рисуют землю, квадраты либо все одинаковые в одной полосе, либо чередуются через один. По правилам такие полосы располагаются в нижней или центральной части, т.к верх- это воздух, но здесь можно экспериментировать
Еще в мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух. Для написания этого орнамента, на листе бумаги чертим полосу и вписываем в нее треугольники, с помощью линейки и карандаша, теперь как и в случае квадратов наводим красные линии. Смотрим внимательно на рисунок стараемся повторить все линии завитки. Так же на этом рисунке представлены орнаменте в полоске (вода, с черными завитками). И земля (квадратный орнамент) Попробуйте прорисовать их все. Орнамент Воды используются под птицами…
Теперь мы с вами будем творить небо и воздух… Чертим и прорисовываем красным цветом линии как показано на рисунке (с косыми вертикальными линиями). Берем черную краску и кисточку № 1 и приступаем к детальной прорисовке орнамента. Мы с вами научились рисовать небо, воздух, как и следовало ожидать такой орнамент будет располагаться в верхней части композиции.
Что же за земля без цветов и деревьев? Давайте их нарисуем как показано на рисунке. Растения и деревья располагаются в орнаменте вместе с животными и птицами, они символизируют плодородие, начало новой жизни.
Приступим к написанию мотива Птица. Как мы уже говорили раньше птицы- символ души предков (толстенькие уточки), птицы, парящие в небе- души людей, живущих на земле, а жар-птица- это нечто мистическое и волшебное. Теперь берем кисть и краску и начинаем тренироваться, конечно не у всех может получиться птичка с первого раза, но стоит потренироваться и все птички будут хороши.
Теперь приступим к коням и лосям. Можно попробовать писать их сразу кистью, а если трудно нарисуйте карандашом. Вот у вас получился замечательный олень, а вот и простые композиции с конем и лосем
И конечно ваша роспись будет казаться незаконченной без этих маленьких, но очень важных элементов. Они символизируют и вселенную, и ветер, и звезды… Потренируйтесь, вся сложность состоит в том, что они должны быть маленького размера
Я надеюсь, что вы освоили основные элементы мезенской росписи и теперь можете переходить к росписи изделий, В материале Мастер- класса были использованы рисунки детской тетради для творчества. «Мезенская роспись», Ю.Г. Дорожин.
Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см шириной- это орнамент земли, после них идут полоски примерно3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.
Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке, видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень легко, главное стараться…
Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.
Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жар- птиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось!
Уф… Самая нудная часть позади, теперь приступаем к работе с красками! Берем немного красной краски на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции и вперед! Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линии- все что мы ранее намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники, коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких треугольниках рисуем-примакивания.
Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линии- наша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки-они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостик- это простые прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке…
Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже самое.
Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.
Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы
Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас получается…
Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Вот она готовая работа
Мне нравиться пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кисти- это предпочтение каждого мастера... Я люблю круглую белку "Рублев", пользуюсь чаще №2. первым редко и так все получается. Мой учитель любит колонок, а я им вообще не владею. Доску, если она плохо отшливована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близкими к древесине цветом.
SnegoBarsa, оно так и есть на самом деле, раньше на свадьбу дарили расписные доски-обереги, беременная женщигна носила с собой или держала рядом в доме.... Много символом, они почти все расшифрованы, и мы с вами можем не только расписать доску в подарок, а сотворить целое послание, оберег любимому человеку. Ведь незря это мудрость древних. Если будут вопросы по расшифровке знаков пишите, попробуем разобраься вместе.
cartouche, отвечаю на твои вопросы:
!. ПВА, желательно немного разбавить водой, покрыть заготовку 1 раз, подождать, когда высохнет, потом шкуркой нулевкой сдегка зашкурить поверхность.
2. точки ставить можно и кончиком кисти и самой кистьтю, все зависит насколько большая точечка тебе нужна, но, наверно, проще ставить черенком кисти, они получаются малеенькие и аккуратные.
3.Монета самая обычная, как у всех в кошельке, размкр мотива зависит от размера заготовки и задумки мастера. Например, можно на шкатулке изобразить одну полорсу ч конями, а можно две или три, и естественно мотив будет уменьшаться в размере, у тебя все гармонично получилось.
Лак можно купить в любом хозяйственном магазине ПФ-238, к нему нужно будет купить скипедар.
Замечательный подарок на Святую Пасху, возвращающий нас к традиции дарить символы Пасхи своим любимым. Яйцо расписано в Мезенской росписи, где какждый символ обладает чудодейственным и мистическим значением. Оберег на плодородие, здоровье, оберег от злых помыслов. Традиционно расписан в цвета жизни- красный и цвет печали- чернНасчет набора краски на кисть, я делаю так: кисточку я полностью купаю в краске, чтобы она пропиталась и капельки воды, которые на ней остались после промывки смешплись с краской. Получается у нас такая толстенькая и кругленькая хвостичка, затем берем баноску от краски или кюветку и о ее края аккуратно лишнюю краску снимаем, без особого энтузиазма, только чтобы получился тоненький и острый кончик...
Насчет прозрачности красок, все зависит от того, какими именно красками пользуетесь, на мой взгляд нужно смотреть первоначальную консистенцию, бывает что краску и не нужно разбавлять вовсе, но после покрытия лаком краска станет ярче сама. Главное правильно выбрать лак и правильно залакировать работу, чтобы не было затеков. Лак лучше ПФ 238 и к нему обязательно скипидар или другой растворитель, подходящий для этой марки лака. Лак отливают в баночку, небольшое количество и добавляют совсем немного 2 столовые ложки примерно разбавителя, примерно на 1/2 стакана лака, всеп перемешивают и готово!
ый, без них и жизнь не жизнь.
Смотрю много вопросов по поводу лака, отвечу так: еслии вы расписываете заготовку ТОЛЬКО акрилом, то можно воспользоваться акриловым лаком, слоев, действительно необходимо нановить более 3, а если у вас есть гуашь на заготовке, то использовать акриловый лак нельзя, т.к. гуашь под лаком потечет. Лучше всего использовать лаки ПФ-283, они дают стойкое покрытие с блеском, очень прочное и влагостойкое получается изделие, не советую пользоваться лаками НЦ, это нитролаки, от них может потечь красная гуашь, а некоторый акрил может вздуться, сам лак, если его нанести множеством слоев может со временем скалываться. Покрывать следует жидковатым лаком, но несколько раз, от густого лака, могут появится затеки. Надеюсь советы пригодятся, а тем кто живет не в россии советую акриловый лак, его проще купить!
olya, спасибо, вчера набрала на море этих каменюг больших и крохотных целую кучу. Заодно побывала, наконец, на другой стороне побережья. Действительно красиво - огромные валуны, галька, песок, лодки на берегу.
Девочки, я нашла в инете замечательную книгу. Я прочла с огромным удовольствием несколько глав и хотя в ней нет специальной инфо на счет Мезенской росписи, но дается подробное объяснение о происхождении и значении многих символов использующихся в нашей росписи. Например таких как символ распаханого поля, лосих рожениц, и т. д. Рассказывается очень подробно и интересно. Книга называется "Язычество древних славян", автор Рыбаков. Вот тут сноска на эту книгу: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/index.shtml Ее можно прочитать сразу же, но на этой странице нет иллюстраций. Я нашла сайты где можно скачать ее, но посмотреть мне скачанное не удалось так как я не очень соображаю как книгу открыть. С иллюстрациями было бы еще лучше, но и так очень понятно и интересно. Так что всем рекомендую.
А вот на этом сайте интересно рассказывается о громовом знаке и многом другом: http://mou004.omsk.edu.ru/istor/izba/izba3.htm
Это яичко оберегает от беды своего хозяина 24 часа в сутки так как конь оберегает в течении дня, а утка ночью. Так же оно оберегает на все четыре стороны. Тоесть с какой бы стороны света не шла бы беда человек будет защещен так как утка-конь расположены на востоке, западе, юге и севере яйца. Яичко так же украшено знаками
Дата добавления: 2016-08-08; просмотров: 14012;