Народные движения в России в XVII веке
Экономические потрясения продолжались в России и после смуты. Они были вызваны и продолжающимися войнами с Речью Посполитой и периодическими набегами крымцев и часто непродуманной экономической стратегией царского правительства. В крепостнической России с ее огромными просторами и возможностями как для предпринимательства так и для разбоя становление абсолютной монархии не могло пройти без мощных потрясений. В России сформировалось довольно бесправное сословие тяглового городского ремесленного населения, в столице располагались стрелецкие полки, служащие которых были заняты помимо службы и предпринимательской деятельностью. Этот люд первым страдал от всех экономических реформ, но именно он, находясь в столице, был способен изменить ситуацию при помощи бунта. XVII век вполне заслуженно получил в историографии наименование «бунташного»
Первым в череде восстаний считается «Соляной бунт» в Москве 1648 года.
Ближайший сподвижник царя боярин Морозов, пытался использовать опыт накопленный им в собственных имениях и поправить финансовые дела государства. Он отменил прямой налог на всех горожан, который шел на оплату службы стрельцов – «стрелецкие деньги» и ввел особый налог на соль, который по мнению боярина должен дать прибыль больше, чем нужная сумма. Это был косвенный налог, подобные давно использовались в европейских странах. Но в России товарно-денежные отношения были так неразвиты, что результатом реформы стал упадок солеторговли в стране – все слои населения ограничили потребление соли. Налоговые поступления резко сократились. По прошествии двух лет власти отменили соляной налог, но потребовали выплаты отмененных «стрелецких» денег, причем за два прошедших года сразу. Естественно в столице произошли волнения.
Сначала 1 июня 1648 года разогнали челобитчиков, пытавшихся вручить царю свои жалобы. На следующий день история повторилась. Толпа требовала смещения и выдачи на расправу чиновников и бояр, которые по мнению народа были виноваты в его бедственном положении. Испуганный царь стал выдавать своих приближенных на расправу. Толпа громила дворы богатых купцов и убивала инициаторов соляного налога. В числе первых был разграблен двор боярина Морозова. Самого боярина, своего воспитателя и друга царь не выдал, но отправил в далекий монастырь. Бунтовал и Стрелецкий полк – опора государства, поскольку из-за отсутствия денег в казне стрельцы получили сильно урезанное жалованье.
Волнения удалось погасить лишь потому, что один из стрелецких полков сохранил верность государю, а затем к нему присоединился отряд наемных иноземцев.
После Московского бунта волна восстаний охватила огромную территорию. В основном бунтовали горожане с большим количеством служилого населения, разоренного неуплатами жалования. В ряде случаев к восставшим присоединялись окрестные крестьяне. Волнения произошли в Козлове, Владимире, Воронеже, Ельце, Болхове, Чугуеве, дошли даже до северных территорий (Соликамск). Самыми значительными были восстания в Новгороде и Пскове. Весной 1650 года начались волнения в Пскове из-за передачи хлебных запасов города Швеции в счет погашения долгов правительства. Но горожане боялись остаться без зерна, просили воеводу задержать выдачу хлеба. Его отказ стал поводом к восстанию. Через неделю, благодаря тем же слухам вспыхнуло восстание в Новгороде. Восставшие взяли власть в свои руки. Оба восстания были подавлены при помощи правительственных войск и в обоих случаях аристократия сдавала город. Восстания показали бедственность положения именно городских низов.
«Медный бунт»
Длительная война с Речью Посполитой подорвала экономические силы русского государства и расстроила денежное обращение в стране. Чтобы покрыть военные расходы казна приступила к выпуску медных денег, принудительно приравняв их курс к курсу серебряных. Появление новой массы денег дезорганизовало рынок. Цены выросли в несколько раз, а товары стали исчезать. Проблема состояла еще и в том, что власти собирали налоги серебром, а жалованье выплачивала медью. Чиновники приказные использовали неразбериху, чтобы набить себе карманы. В аферах и взятках заподозрена родня царя – бояре Милославские. В 1662 году в Москве и в Помосковье ( село Коломенское) произошли беспорядки. Толпа требовала у царя выдачи Милославских. Вызванные из столицы стрельцы разогнали народ, но бунт вынудил правительство вернуться к прежнему серебряному денежному обращению, при обмене вновь ущемив народные массы.
Важнейшим событием в истории России XVII века была церковная реформа.
В XVII веке Россия была крупнейшей суверенной православной державой. Это укрепляло русских церковных и государственных деятелей в мысли об особой миссии Русского государства, призванного стать «третьим Римом», последним оплотом всех «истинно верующих» православных. Серьезным препятствием для реализации этой миссии был достаточно низкий культурный уровень Русской церкви по сравнению угасавшими старыми центрами православия (Византия, Болгария, Сербия, Киев). Этот низкий культурный уровень был вызван двумя веками изоляции России в период монголо-татарского ига от культурных центров Западной Европы и Византии.
Своеобразной проверкой уровня русской церковной культуры стало книгопечатание и эмиграция греков и славян из завоеванных турками земель Византии, Болгарии и Сербии.
Появление книгопечатания в России позволяло выпускать большими тиражами необходимую для церковной практики литературу: Библию и богослужебные книги. Но первопечатники сразу столкнулись с проблемой разночтений в рукописных книгах. Эти разночтения были вызваны тем, что при переписи книг писцы нередко допускали ошибки, иногда искажавшие смысл текста. А поскольку уровень книжной культуры был невелик, полуграмотные переписчики были не в состоянии отследить ошибки и механически переносили их из книги в книгу. Следовательно, печати книг должна была предшествовать редакторская работа («книжная справа»). Но выяснилось, что в России не оказалось людей, способных выявить и исправить эти смысловые ошибки. Поэтому Россия вынуждена была приглашать высокообразованных богословов из бывшей Византии и из Киева, тесно связанного с Западной Европой.
В XVI – XVII веках усилился приток в Россию эмигрантов из славянских стран, спасавшихся от насилия турецких властей. Среди эмигрантов были высоко образованные люди, которых стали широко привлекать к подготовке печатных книг («книжной справе»). Встреча разных церковных традиций поставила вопрос об их различиях и причинах этих различий. В отличие от образованных греков, русские церковные деятели не могли объяснить особенности местных церковных обычаев, некоторые фрагменты богослужебных книг и т.п.
Свои претензии на главенство в православном мире Россия должна была подтвердить приведя свою церковную культуру в соответствие с греческой и южнославянской.
В 50-х годах XVII века, при царе Алексее Михайловиче сложился кружок «ревнителей древнего благочестия», куда входили наиболее образованные люди России: боярин Ртищев, создавший первую в России школу по образцу европейских университетов, Аввакум – блестящий знаток русской и восточно-христианской церковной литературы и др. Главная задача кружка состояла в подготовке церковных книг к печати. Вопрос, который расколол его участников состоял в том, какие книги принять за основу. Ртищев возглавил крыло «грекофилов», которые полагали, что именно грекам, византийцам, в силу их образованности удалось сохранить в чистоте православную веру, а русские книги полны ошибок, вызванных безграмотностью полуобразованных переписчиков. Оппонентов «грекофилов» возглавил Аввакум, который полагал, что за основу печатных книг следует взять лучшие старинные русские рукописи, закрепленные постановлениями Стоглавого собора середины XVI века.
Точку в этом споре поставил патриарх Никон, который сразу после вступления на патриаршее место (1652) приступил к проведению церковной реформы, встав на сторону грекофилов.
Никон начал действовать решительно и напористо. Уже в 1654 году он созвал Поместный собор, который утвердил введенные им новшества (замена двоеперстия троеперстием, двухкратного трехкратным произнесением «аллилуйя», земных поклонов поясными и т.д.). Кроме того, в 1656 году Собор отлучил от церкви всех противников реформы, одним из авторитетнейших представителей которых был протопоп Аввакум. Так начался церковный раскол.
Однако вскоре Никон утратил расположение царя, который до того во всем полагался на патриарха. Алексею Михайловичу не нравились теократические претензии Никона и он лишил его титула «государя всея Руси». Никон демонстративно отказался от патриаршего места, надеясь запугать царя. Но царь распорядился подыскать новую кандидатуру на место патриарха, тогда Никон не подтвердил своей «отставки». Пришлось созвать Собор, который низложил Никона, осудил его и отправил в ссылку (где Никон и скончался в 1681 году). Но, несмотря на осуждение Никона, Собор утвердил все основные положение никоновской церковной реформы и проклял «староверов», отдав их в руки «градских властей», то есть государства.
Начались жестокие преследования старообрядцев. Их руководители, в том числе и Аввакум, были сожжены. Но сопротивление противников никонианских реформ не прекращалось, кульминацией этого движения стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 годов. После взятия последнего крупного оплота староверов, сопротивление стало принимать крайние формы: начались самосожжения и запощевания.
Одним из последствий церковного раскола стала крестьянская война под предводительством Степана Разина.
В XVII веке окончательно сформировалось Войско Донское. Им управляли выборные атаманы. За службу государству по охране его границ и в целях подчинения через атаманов царские чиновники выплачивали казакам жалованье, выдавали боеприпасы, посылали хлеб. На территории Войска никогда не искали беглых крестьян ( «С Дону выдачи нет»). Однако царского жалования решительно не хватало. Казаки занимались дополнительными промыслами в числе которых были грабительские походы в татарские кочевья ( где угоняли скот), а также походы на Черное и Каспийское моря «за зипунами», когда грабились суда восточных купцов. Без сомнения, что это было самое неспокойное вооруженное население на территории Российского государства. В такой среде началось самое крупное народное выступление неспокойного «бунташного» XVII века.
Причины войны:
1) ухудшение экономического положения в стране вследствие высоких налогов, необходимых для ведения войны с Речью Посполитой;
2) усиление крепостного права, выразившееся, в частности, в установлении Соборным Уложением 1649 года бессрочного сыска беглых крестьян (в 1666 году царь велел провести перепись населения и вернуть беглых с Дона, чего раньше государство делать не смело [“с Дона возврата нет”]);
3) голод на Дону и на Нижней Волге в 1666 году;
4) преследования старообрядцев, которые бежали на Дон.
Первым предвестником будущей войны стал бунт казачьего отряда во главе с Василием Усом. Этот отряд в 1666 году (во время голода) отправился наниматься на царскую службу. Но в это время казна была уже истощена и военные действия с Речью Посполитой подходили к концу. Поэтому В. Ус получил отказ. Обратно он вернулся уже в сопровождении беглых крестьян.
Формирование казачьей армии связано с походом «за зипунами» на Каспий. В 1668 – 69 годах полуторатысячный отряд казаков под предводительством Степана Разина грабил портовые города Ирана (освобождая христиан-рабов). После возвращения из похода в мае 1670 года на казачьем кругу было принято решение идти «в Русь». Разин призывал идти против бояр-изменников и распространял слухи, что в его лагере находится царевич Алексей Алексеевич и опальный патриарх Никон. Восстание охватило Слободскую Украину, юго-восточные уезды, Дон, Нижнее и Среднее Поволжье. Участниками восстания помимо казаков и крестьян, стали гордские низы, бурлаки, мелкие служилые люди, а также представители поволжских народов. Цели восставших хорошо видны по их действиям: в занятых пунктах сразу организовывалась выборная власть по типу казачьего круга, отменялись все налоги и подати, барщина и оброк. В мае 1670 г. казачье войско взяло Царицын, затем Астрахань, а к сентябрю 1670 года уже осадило Симбирск. В правительственных документах ситуация характеризовалась как война. Однако в октябре армия воеводы Ю.Н. Борятинского разбила войско Разина под Симбирском и вынудила его отступить на юг. Весной 1671 года Разин был выдан казачьей верхушкой властям, в 1671 году - казнен. Только осенью 1671 года удалось подавить последний очаг восстания - Астрахань.
Поскольку мятеж Разина сопровождался истреблением дворян и приказных, в ответ власти истребили несколько тысяч повстанцев. Но новая самозванческая интрига не получила развития в казачьем движении и не превратила его в гражданскую войну, как в начале века.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Новгородская земля. | | | Змінні і сталі величини. |
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1035;