Нравственные отношения

 

Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки. Нравственные отношения отличаются от внеморальных отношений, которые, в принципе, не связаны с моральной деятельностью, а также от аморальных отношений, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

Особенности нравственных отношений: 1. Объектом нравственного отношения может быть все: вещь, животное, человек. 2. Субъектом нравственного отношения - только личность. 3. Нравственное отношение - это единство субъективного и объективного. Оно субъективно, ибо произвольно, происходя из собственных представлений человека о нравственном и безнравственном. В то же время оно объективно. Во-первых, результаты его действия имеют значения для других. Во-вторых, характер отношения личности к тому или иному типу поведения (одобрение или осуждение, симпатия или антипатия и т.д.), в конечном счете, определяется социальными факторами, не зависящими от субъективных установок; распространенные типы нравственных отношений складываются в обществе как бы независимо от воли конкретного индивида.

Строго говоря, если рассматривать конкретное нравственное отношение между людьми, то оно предстает как взаимоотношение, в котором каждый агент может полагать себя субъектом.

Взаимоотношение личности и общества - это главное в нравственном отношении. Если брать все отношения индивида, в которые он вступает на протяжении жизни с другими людьми и с коллективами, то они генерализируются в одно общее понятие: взаимоотношение этого конкретного человека с обществом.

Если субъектов этого отношения выступает общество, то личность характеризуется как объект нравственного отношения, и берется лишь в нравственных качествах, как они выступают в ее поступках, в нравах, в нравственной деятельности в целом.

Если же брать в качестве субъекта личность, то объектов нравственного отношения будет не все в жизни общества, а лишь моральная сторона этой жизни, т.е. существующие в обществе моральные принципы, нормы, кодексы, идеалы.

Гармоничное сочетание личных и общественных интересов достигается только благодаря действительному единству личного и общественного морального сознания.

 

Моральное сознание

 

Поступки и нравы, нравственные отношения, будучи элементами моральной деятельности, включают в себя деятельность сознания, так как они сначала проходят через сознание, прежде чем, сложиться. Существенным моментом этого "прохождения" является их отражение в общественном и индивидуальном сознании.

В моральном сознании отражается определенная сторона общественной жизни. С генетической точки зрения моральное сознание порождается потребностями жизни человека, общественного развития, прежде всего - потребностью регуляции коллективной жизни людей. С точки зрения функционирования моральное сознание также обслуживает определенные потребности общества, например, потребности в осознании существующих в нем нравственных отношений и нравов. Тесная связь нравственного сознания с практической деятельностью людей видна из того, что оно несет прямую информацию о свойствах социальной действительности. Например, "не кради" предполагает, что в обществе уже сложились представления о собственности.

Особенности морального сознания:

- нравственное сознание отличается от теоретического познания наличием в первом аксиологического (оценочного) момента: в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и, тем самым, отношение субъекта к явлению;

- ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.

- велика роль чувств и образов, складывающихся на уровне обыденного сознания, общественной психологии. Нравственные чувства - по преимуществу неприятные, так сказать "исправляющие": стыд, вина, угрызения совести и т.п.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ:

1. субъективно-личные элементы (чувство стыда, советь, самооценка и т.п.).

2. объективно-коллективные элементы (моральные принципы, нормы и пр.)

3. - рациональные элементы сознания (нравственные понятия, убеждения принципы, идеалы и т.д.).

4. эмоциональные элементы (любовь, ненависть зависть и др.)

5. волевые - (мужество, трусость и иные качества личности).

 

В индивидуальном и общественно нравственном сознании можно вычленить следующие уровни:

1. подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражание.

2. обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией мнением, авторитетом, лидеров, модой и т.д.

3. уровень идеологии, на котором поведение людей стимулируется национальными и т.д.) интересами, выраженными в виде программно-политический идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.

4. Научно-теоретический уровень морального сознания, благодаря которому поступки и нравы мотивируются научно познанными интересами общества класса и личности.

Совокупность представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или его теоретического осмысления складывается в систему знаний, ядром которого являются этические категории.

Этические категории - это общие понятия отражающие в морали ее стороны, составные части, или элементы (нравственная деятельность, моральное сознание, поступок и т.д.), а также ее существенные свойства (ценность, справедливость, добро, зло и т.п.); возникающие в ней отношения (оценка, самооценка, конфликт и пр.)

"Традиционные категории" этики – добро, зло, справедливость, долг, совесть, счастье, честь т.п. - называются «субстанциональными».

 

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ в системе регуляторов поведения

 

Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, при помощи нравственных норм и других требований, имеющих императивный (повелительный) характер.

СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

В самом общем значении НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели. Понятие нормы близко по значению понятию правила. Но правила могут вводиться или отменяться с согласия участников данного рода деятельности. Нормы же не могут менять по произволу и имеют более закономерное, объективно-необходимое происхождение и основание.

В общем понятии социальная норма – это исторически обусловленное требование к деятельности людей (общностей), имеющие целью сохранить данную общность (класс, нацию, общество) как целое. Так, патриотизм – для сохранения нации, супружеская верность - для сохранения семьи. Норма исторична и относительна: могут меняться субъекты требования, объекты требования и характер требования. Но безусловен факт предъявления требований к поведению в качестве условия организованной совместной жизни людей в общества.

Все социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

К первой группе относятся технические и технологические инструкции, военно-уставные правила, школьно-воспитательные методики, Госты, тарифы, цены и прочие установ индивидов (общности) с потребностями какой-либо высшей общности (класса, нации, государства). Таковы нормы права и морали.

Моральные нормыотличаются от правовых норм меньшей определенностью предъявителя (субъекта) и исполнителя (объекта) требования. Обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требования и санкций за его исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться со статьи закона, а некоторые правовые установления имеют свои корреляты в морали.

В моральных нормах выражена ее императивность, повелительность. В морали императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данное лицо. Особенность морального требования в предусматриваемой относительности свободы действий.

Императивность морали отражает социально-общественную необходимость. Эта необходимость может быть изменчива, социально и классово обусловлена, а стало быть не абсолютна и не категорична. Еще Гегель отмечал , что в большинстве обычных ситуаций моральные нормы могут выступать основанием поведения и оценки поступков, не следует только забывать, что «само это основание не есть что-либо абсолютное и подпадает той же диалектике (относительного и абсолютного)».

Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка). Моральные нормы регулируют частные формы поведения. Более общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Но сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного массового типа поведения, считающегося нормальным. Норма как распространенный тип особого рода поступков, существует до их сопоставления с какими-то идеальными образцами, эталонами свойственными сознанию.

Они отражают в концентрированном виде положительный и отрицательный опыт практической жизни больших масс людей. Таким образом, в моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. Цель нравственного воспитания – это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.

Хотя непосредственно моральные нормы существуют в общественном сознании и сознательно предъявляются к поведению людей, они в то же время являются объективной характеристикой самого этого поведения. Именно поэтому каждый отдельный человек воспринимает нормы как нечто внешнее, объективное, необходимое - императивы.

Проблема социально сущности моральных норм включает в себя два вопроса: а) о социальной обусловленности происхождения норм; б) социальной целесообразности их функционирования.

И в том и в другом случае моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Самый набор норм, избираемых людьми для себя, определяется, в конечном счете,

необходимостью социального прогресса. Скажем, предписание будь трудолюбивым не может не отвечать потребностям общественного прогресса, поэтому предложение - будь лентяем - это не способно стать моральной нормой.

Социальная обусловленность моральных норм связана также с их классовым содержанием. Например, бережливость - норма поведения буржуа в период накопления, а расточительство - норма поведения олигарха.

ВИДЫ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА МОРАЛЬНЫХ НОРМ

Различаются два типа норм: императивные и деонтические (деон –долг). Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями. Например, «будьте бдительны!», «берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его требуется еще только реализовать (диктор). Императивные предложения различаются между собой дикторами (будьте бдительны – мы бдительны).

Деонтические нормы обязывают. Разрешают или запрещают какие-либо поступки. Деонтические нормы выражают моральную необходимость и выражаются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В свою очередь деонтические номы разделяются на две разновидности: категорические и гипотетические.

Категорические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок независимо от внешних условий.

Гипотетические нормы обязывают, разрешают или запрещают поступок в зависимости от определенных условий обстоятельств, ситуации и т.п., которые обычно указываются в самой формулировке нормы или подразумеваются. Например, «всякий трудоспособный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен трудиться». В строгом смысле слова среди деонтических норм лишь гипотетические нормы могут считаться моральными нормами, ибо всякий поступок конкретен.

Для этического анализа моральной нормы достаточно отметить ее три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция – центральный элемент нормы, выражающий содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Нормы-разрешения (поощрения на сверхдолжное) могут стать всеобщими в будущем, когда героическое станет обычным. Нормы-запреты и нормы-рекомендации – это о сути дела одно и то же требование, которое в своем полном содержании должно гласить «Не лги, но говори правду».

Гипотеза – структурный элемент моральной нормы, указывающий на условиях ее исполнения. Эти условия ограничивают действие нормы. Чаще всего таким условием выступает указание адресата (исполнителя) нормы. Гипотетичность моральных норм особенно наглядно выступает в кодексах профессиональной этики (например: врачебной, воинской и т.п.), где общей гипотезой всех норм является ограниченность адресата – люди определенной профессии.

Санкция – структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировке моральной номы санкция обычно не представлена, но всегда подразумевается (хотя бывают исключения: «не судите, да не судимы будете»). В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок, словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от права, в морали санкции не столько определенны и стабильны, что связано с общими особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Совокупность особого рода представлений, идей о правилах поведения человека в обществе называется моралью.

2. Нравственность - система существующих в обществе нравов, обычаев.

3. Общественная наука о морали и нравственности называется этика.

4. Сущность морали заключается в саморегулировании совместной жизни людей.

5. Материалистические тенденции в этике выражают: натура­лизм, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм.

6. Общие черты натурали­стической этики: все особенности поведения людей и все элементы их нравственного сознания выводятся из «природы»: внешней, когда добро в людях определяют как частицу мировой законосообразно­сти, гармонии мирового разума, или из природы человека, из его физи­ческой конституции, потребностей, интересов, как это свойственно просветителям.

7. Гедонизм (наслаждение, удовольствие) – утвер­ждает, что высшее благо полагается в чувственном наслаждении.

8. Эвдемонизм (счастье, блаженство) полагает добро как обладание всеми ценностями жизни физической и духовной, а также как то, что способствует достижению счастья. Он м/б индиви­дуалистическим (эгоизм - личное счастье - Фейербах), и обществен­ным (альтруизм - всеобщее счастье - Аристотель, Спиноза).

9. Идеализм в этике представлен: религи­озными доктринами, этическими концепциями объективного идеализм (Пла­тон, Гегель), субъективно-идеалистическими интерпретациями мораль­ного сознания (Кант, Конт, неопозитивизм, экзистенциализм).

10. Верно ли, что в этике различают пять функций морали?

11. Основная функция морали заключается в регулировании поведения человека.

12. Аксиологический аспект морали проявляется в её ценностно-ориентирующей функции.

13. Изучение генезиса морали и социально-обусловленные её разновидности в разные исторические эпохи, теоретические исследования различных аспектов нравственности обогащают наши представления об обществе и воплощают гносеологическую функцию морали.

14. В усвоение нравственных правил поведения в ходе социализации человека воплощается воспитательная функция морали.

15. Разные социальные слои общества имеют разные моральные кодексы поведения, что содержательно воплощает идеологическую функцию морали, её политический аспект.

16. Структура морали включает в себя три компонента: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.

17. Поступки - это субъективно мотивированные действия, имеющие для кого-либо значение, и вызывающие к себе то или иное отношение.

18. Поступки, широко распространены среди представителей той или иной соц. группы, принято называть нравами.

19. Нравственная деятельность - это сторона человеческой деятельности, которая выражается в поступках и нравах.

20. Нравственными можно назвать те отношения, в которые люди вступают друг с другом, совершая положительные поступки.

21. Внеморальные отношений, в принципе, не связаны с моральной деятельностью

22. Аморальные отношения – это те, которые получают отрицательную оценку с точки зрения требований нравственности.

23. Моральное сознание есть отражение нравственных отношений в общественном и индивидуальном сознании людей.

24. Этические категории - это общие понятия отражающие в морали ее стороны, составные части, или элементы (нравственная деятельность, моральное сознание, поступок и т.д.), а также ее существенные свойства (ценность, справедливость, добро, зло и т.п.); возникающие в ней отношения (оценка, самооценка, конфликт и пр.)

25. НОРМА – требование, которое должно быть выполнено для достижения какой-либо цели.

26. Социальные нормы объединяются в три большие группы: операционные нормы, регламентирующие и субординационные.

27. Моральные нормы – это обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях.

28. Моральная норма – это требование в виде предписания или запрещения какой-либо формы поведения (поступка).

29. Наиболее общие, нормативные требования обычно называю моральными принципами.

30. Свод моральных принципов и норм данной системы морали называют моральным кодексом.

 

 

Раздел 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ.

Тема 3. МОРАЛЬНЫЕ ПРОРОКИ (КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, И. ХРИСТОС, МУХАММЕД)

 

Великие моральные пророки - Конфуций, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед - создатели великих религий и учителя добродетели, имели много общего в своих нормативных программах. Все они учили человеколюбию, гуманности, взаимности, делали акцент на духовной стороне человеческой жизни.

Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет упорядочить их должным образом.

В основе его учения о человеке лежит деление людей на благородных и низких. Низкий человек - не знающий и не исполняющий ритуала - хуже животного. Благородный человек постоянно учится. Низкий человек предъявляет требования к другим, благородный человек предъявляет требования прежде всего к самому себе.

В основе конфуцианской этики лежит правило почитания младшими старших, детьми - отцов, женщины - мужчины. Все отношения между людьми глубоко иерархичны - поэтому они требуют строгого соблюдения ритуалов почитания и уважения.

Основные декларируемые принципы - "жэнь" (человеколюбие) и "ли" - ритуал. Жэнь иногда трактуется как взаимность.

На вопрос своего ученика: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Конфуций ответил: "Это слово -взаимность, не делай другим того, что не желаешь себе".

Таким образом, Конфуций сформулировал "золотое правило нравственности", известное во всех культурах.

Средоточием всех положительных нравственных качеств является благородный муж. Задача государства состоит в том, чтобы поставить благородных мужей во главу государства - и тогда не нужно будет издавать огромное количество законов, простые люди будут следовать примерам поведения, которые им показывают благородные мужи, как трава клонится под дуновением ветра.

 

Примерно в тот же исторический период (6 век до нашей эры) в Индии жил Будда - создатель буддизма.

Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.

Человек должен понять свою уникальную духовную сущность и встать на путь спасения души, которое понимается как приобщение к высшей духовной реальности - Атману.

Буддизм - это срединный путь. Ни наслаждения жизнью, ни чрезмерный аскетизм не ведут к блаженству, под которым понимается особое состояние просветления - бодхи, или пробуждение сознания.

Пробуждение сознание - открытие того, что за материальным миром есть еще одна высшая реальность. Душа человека принадлежит именно этой высшей нематериальной реальности. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота желаний и страстей (колеса кармы) и слиться с высшей безличной реальностью.

Центральное понятие буддизма (и индуизма) - дхарма, Оно обозначает порядок во вселенной, нравственный долг, который имеется у каждого живого существа. Смысл жизни человека - выполнять свое предназначение

Карма - высший нравственный закон справедливого воздаяния в следующей жизни. Буддизм верит в многочисленные перевоплощения человеческой души (саснсара). Характер следующего рождения зависит от нравственной составляющей прошлой жизни. Болезни, уродства, краткая жизнь свидетельствуют о том, что в прошлой жизни человек был вором, или убийцей, или совершал другие неблаговидные поступки.

 

Моисей - законодатель и учитель еврейского народа, основатель иудаизма.(7). Он исходил из идеи, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, то есть через верховенство закона.(7).

С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.

Основная жизненная миссия Моисея - вывести евреев из египетского рабства. После сорока лет блужданий по пустыне, Моисей привел израильтян в землю обетованную. Ему было уже 120 лет.

Моисей - духовный отец своего народа. Он создал общую веру, духовно сплотившую разрозненные племена, разработал детализированный свод правил, регулирующих все сферы жизни - от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этих правил являются десять заповедей (Декалог). Несоблюдение этих нравственных заповедей ведет к серьезным наказаниям для людей - болезням, преждевременной смерти, проклятию в трех поколениях.

Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.

Четвертая заповедь - помни день отдохновения. Суббота - день, который отдается Богу. Субботний отдых - одна из форм духовного единства еврейского народа.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.

Последующие заповеди ( с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.

"Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя".

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему -задают основную меру справедливости. Их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения.

В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди "не убивай" ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.

Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.

Законы Моисея - внутренние законы Израиля. Отношения к другим народам далеко от канонов десяти заповедей. Это предполагает двойной стандарт по отношению к "своим" и "чужим". Разделение людей на своих и чужих - типичное для той эпохи трайбалисткое (от слова tribe - племя) или племенное сознание. Оно существовало и раньше. Каннибалисткая этика была элементом социальной реальности, и она получила отражение в Декалоге.

Но десять заповедей вошли (прежде всего - не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй) вошли в культуру как всеобщие требования, без исторических ограничений. Они стали составной частью нравственных законов христианства и ислама, общечеловеческой основой нравственности.

Иисус Христос. Главная заповедь Иисуса Христа - заповедь любви:

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим и всей душою... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего как самого себя".

Смысл учения И. Христа составляет идея Царства Божия.

Во-первых, Царство Божие понимается как апокалипсис, или конец света, когда все праведники спасутся, а все грешники погибнут. Этот конец придет неожиданно, но люди должны быть к нему готовы.

Во-вторых, небесное царство - это царство духа: "царство Божие внутри вас".

Оба смысла не противоречат друг другу - небесного царства Божия достигнут те, кто уже достиг его в душе.

Задача И. Христа - встряхнуть людей, заставить сделать окончательный выбор между добром и злом, который совпадает с выбором между жизнью и смертью.

Сойти с пути греха, покаяться и больше не грешить - вот признак возвещенного Христом времени.

Люди, заботясь о хлебе насущном, перепутали главное и второстепенное. И Христос предлагает радикальную программу пересмотра ценностей: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам".

Надо собирать сокровища не на земле, а на небе.

Какие сокровища ценятся в небесном царстве? Послушание сына отцу, человека Богу: "Не как я хочу, а как ты хочешь, Отче".

Самая краткая молитва, которой учит И. Христос: "Да будет воля твоя и на небе и на земле".

Бог есть любовь, Бог И. Христа - любящий, всепрощающий, милосердный. Люди соединяются с Богом через любовь - свою любовь к Богу, любовь Бога, любовь друг к другу - чем ближе они друг к другу, тем ближе они к Богу.

Любовь смиренна, она не судит других людей.

В Нагорной проповеди И. Христос вступает в полемику с Декалогом и по форме (Я говорю вам) и по сути (переводя заповеди в закон любви).

Древним сказано: не убивай. Иисус добавляет: не гневайся на брата своего.

Древним сказано: не прелюбодействуй. Иисус говорит: даже не смотри никогда на женщину с вожделением, то есть не прелюбодействуй даже в мыслях.

Древним сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому. Кто тебя ударит в правую щеку, обрати к нему и другую.

Древняя мудрость требует любить ближнего (соотечественника) и ненавидеть врага, а Христос учит: любите врагов ваших.

Бог Иисуса отличается от сурового Бога Ветхого Завета своим милосердием. Бог Иисуса - любящий и прощающий. Милосердие - безусловная любовь, оно отличается от справедливости, которая воздает каждому по его заслугам.

Просьбу больных и сирых, которые обращались к Христу: Господи, помилуй! Иисус удовлетворял, не спрашивая их об их грехах.

Милосердие не знает меры. Апостол Петр спросил: "Сколько раз должен прощать человек брату своему, совершившему против него грех - до семи раз? " Иисус ответил: "До семидесяти семи раз".

Иисус родился в хлеву. Умер на кресте. Он прошел через непонимание, измены, преследования. Он тысячу раз мог ожесточить свое сердце. У него было достаточно поводов сказать людям, что они недостойны его любви. Но он не сделал этого даже распятый. Он просит простить своих палачей и думает о душе висящего с ним разбойника. Иисус победил мир.

 

Мухаммед - основатель мусульманской религии. Основой его религиозной и этической программы является вера в единого Бога - Аллаха. Мусульмане, как и христиане, верят в единого Бога, а также в конец света - наступит день последнего суда, когда Аллах отделит грешников от праведников.

Это будет означать переход от человеческой справедливости к божественной - второе творение мира. Границей, отделяющей добрых от злых, праведников от грешников, является вера.

Но что означает верить в Аллаха?

Это означает неукоснительно выполнять обязанности мусульманина:

· Обязательна молитва. (Намаз)

· Обязателен пост (Рамадан).

· Обязательна милостыня (закят).

· Обязателен хадж (паломничество) в Мекку, совершаемое также как все остальное по строгому обряду.

· Садака

Мусульманская этика не говорит о богоподобии человека, но она более реалистична и конкретна. Коран дает детализированную программу жизни индивидов, выступающую и догмой, и руководством к действию. Перспективу, задаваемую мусульманской этикой, нельзя назвать сверхчеловеческой, она не требует от человека раздвоенности, разрыва между бытием и долженствованием. В исламе, в отличие от христианства, нет идеи наследственного греха (Адам был прощен Аллахом и его вина не распространяется на потомков). В исламе нравственность не отделена от реальности непреодолимой пропастью.

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие древнекитайской культуре, обозначающее мужское, светлое и активное начало – Янь.

2. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало – Инь.

3. Центральное понятие учения Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие – жэнь.

4. Понятие учения Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим – сяо.

5. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы – даосизм.

6. Путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего в древней духовной культуре Китая – Дао.

7. Действительно ли учение Конфуция является патерналистской доктриной?

8. Отношение к «жень» - основные отличия благородного мужа от низкого человека?

9. Может ли благородный муж не следовать «сяо»?

10. Верно ли, что согласно даосизму жизнь есть страдание?

11. Действительно ли, что принцип недеяния содержится в конфуцианстве?

12. Верно ли, что срединный восьмеричный путь спасения дхармы входит в учение брахманизма?

13. Действительно ли, что Слово Будда означает прозревший?

14. Сколько священных истин содержится в буддизме?

15. Правильно ли утверждать, что Гаутама Шакья муни был учеником Будды?

16. Включает ли срединный восьмеричный путь спасения требование совершать молитву?

17. Верно ли утверждать, что трипитака – одна из священных книг ислама?

18. Является ли представление о Пурушу частью ведического знания?

19. Одно из центральных понятий религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего - брахман.

20. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы - это сансара.

21. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это карма.

22. Состояние "освобождения" от бесконечных перевоплощений в индийской философии - это мокша..








Дата добавления: 2016-08-08; просмотров: 9998;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.068 сек.