Язык дигитального экрана
Проще говоря, речь идет об экране компьютера, потому что цифровой экран телевизора пока что внешне мало отличается от аналогового: его цифровая сущность скрыта в его устройстве и способе передачи данных путем цифрового кодирования.
До сих пор мы вели речь о проблемах языка экрана, с помощью которого экран сообщает нам визуальные сведения в виде последовательностей кинообразов. Компьютерный экран, в отличие от этого, не только сообщает нам, но и получает сообщения от нас, и отвечает на наши сообщения. Мир компьютера, таким образом, с нами собеседует, является партнером, он интерактивен.
Конечно же, он сообщает нам не только «картинку», но и речь, и музыку, и написанные слова. Дело не только и не столько в том, что он нам сообщает и в каком виде, а в принципиальной двусторонности этой связи. В этом случае человек уже не реципиент в полном смысле, т. е. «принимающий», пассивный поглотитель заранее приготовленной информационной смеси, а активно взаимодействующий с компьютером пользователь (по современной терминологии). Но пользователь, который может задавать задачи компьютеру очень широкого диапазона номенклатуры, общаться через него с миром невидимым (пока) посредством письма (в Интернете и других глобальных сетях).
В этом качестве экран имеет мириады языков, количество которых равно всем созданным до настоящего времени компьютерным программам, поскольку каждая такая программа, или некоторая их стандартизированная совокупность, имеет свой отдельный язык. При этом, если мы назовем их число 10 000, что верно абсолютно, или 100 000, что надо еще проверить, не имеет для наших проблем ровно никакого значения.
Для занятия проблемами языка цифрового экрана с позиции (или для) понимания этих проблем в рамках экранной культуры, необходимо договориться об ограничениях. Такими ограничениями являются отсечение и уточнение. Мы отсекаем громадную область языков экрана, являющихся входными языками и языками сообщения для пользователей программ, а также инструментальными средствами. Сюда входят языки программирования всех уровней, языки баз данных и т. п. средств накопления разнообразной информации, языки программных систем проектирования любого назначения и прочие инструментальные (формальные) языки. Это все часть в ярко специфических и весьма трудоемких сферах компьютерного программирования.
Что же остается для экранной культуры? Это те языковые области в современных технологиях общения, которые имеют дело с различными отраслями художественной культуры и человеческого общения, где имеет место общение человека с человеком. Этим уточняется и ограничивается сфера экранной культуры и ей соответствующая проблематика языка экрана.
В глобальной информационной сети циркулируют мириады текстов, статических и движущихся изображений, речи и музыки. Все, что относится к языкам киноискусства, полностью относится и к той части циркулирующей информации, которая предоставляет для нашего потребления образы первых модальностей - зрительные, звуковые и, возможно в будущем, некоторые другие.
«Язык экрана», как термин, берет начало от «языка кино». В киноведение использование этого понятия широко распространено. Однако ученые отрицают правомерность его терминологичности, охотно соглашаясь с удобством его метафорического словоупотребления. Технические средства знакообразования в экранной культуре условно относят к техническим фильтрам.
Понятие языка - предмета лингвистических наук - современные ученые-психофизиологи связывают с «конструкцией» мозга, а различные функции языка, включая логико-грамматические конструкции, с функциями различных отделов мозга. В частности, образное восприятие относят к функциям правого полушария, а логическое мышления -к функциям левого.
В теориях искусств также применяют понятие «язык» того или иного искусства, отмечая непереводимость, как его особое свойство. Это также условное, или метафорическое, применение понятия «язык искусства». Это - язык образов. Таковым является и «язык» киноискусства.
В сфере практической деятельности выделяют элементы «киноязыка», как составляющие кинопроизведения - кадр, рамку, монтаж и т. п. Надо принимать во внимание условность такого словоупотребления. Элементы языка искусства, в том числе киноязыка, содержатся в фильме, но не выделены и не структурированы, а, следовательно, функционально совпадают с видимыми и ощущаемыми «элементами самой жизни».
Язык дигитального (цифрового, компьютерного) экрана должен ограничиваться сферами экранных искусств и сетевого общения, в которых они отличаются от языка кино, телевидения или вообще - языков искусств разве что «диалоговостью» и интерактивностью.
Вопросы
Какие определения «языка» киноискусства обсуждаются в киноведении?
Чем различается лингвистическое определение языка от определения «языка искусства»?
В чем состоят психофизиологические основания естественного языка?
Что киноведение относит к элементам «языка кино»?
Что такое технические фильтры?
Каким ограничениям подвергается язык компьютера, чтобы отнести его к «языкам экранной культуры»?
Дайте определение экранной культуры.
Литература
Глезер В. Д. Зрение и мышление. СПб., 1993.
Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994.
Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998.
Прохоров А. В. Аниматограф в контексте экранной культуры//Анимационные записки. Вып.1. М., 1991.
Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. М., 1973.
Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 1985.
Что такое язык кино? / Ред. Е.С.Громов. М., 1989.
Экранные искусства и литература: Современный этап / Ред. А.С.Вартанов и др. М., 1994.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 472;