Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах – философ-материалист и атеист. В противоположность Гегелю, который выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца как во времени, так и в пространстве. Природа, доказывал Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить. Напротив, все порождения человеческого сознания, в том числе и идея Бога, представляют собой «перевод на человеческий язык закономерностей природы». Фейербах называл философию Гегеля «рациональной теологией», поскольку абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютная идея Гегеля – это новое название Бога.
Опровергая Гегеля, Фейербах утверждал, что мышление не может существовать независимо от человека, так как оно неразрывно связано с человеческим мозгом. Отсюда он делал вывод о первичности материи и вторичности сознания.
В центре философии Фейербаха стоял человек, которого он рассматривал как часть природы. Предметом его философии стали природа и человек как биологическое существо, поэтому материализм Фейербаха называют антропологическим (греч. anthropos – человек).
Антропологический принцип философии позволил Фейербаху преодолеть дуализм души и тела, свойственный идеализму и религии. Нет самостоятельно существующего, а тем более первичного по отношению к миру вещей мира идей. В человеке обнаруживается единство материального и духовного, и изучая его, писал Фейербах, мы устанавливаем вторичность сознания по отношению к первичному материальному субстрату – мозгу.
Идеи возникают из общения между людьми. Поэтому отношение человека к природе опосредуется отношением человека к человеку. В ходе общения индивидуальная жизнь соединяется с родовой, человек превращает продукты культуры в свои сущностные силы и способности.
Вместе с тем рассмотрение человека только как природной сущности неизбежно приводило Фейербаха к метафизической трактовке природы и общества, идеализму в объяснении социальных процессов. Человек Фейербаха – это биологический индивид, искусственно вырванный из социальной среды, исследуемый вне конкретно-исторических условий его бытия, его практической деятельности. Это абстрактный человек с неизменной биологической природой, с вечными, определенными биологическими свойствами, стремлениями и вытекающими из них поступками. В таком подходе к человеку ярко обнаруживается метафизический характер его философии. Поэтому очевидным является тот факт, что, отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии – диалектического метода.
Во всех отношениях между людьми Фейербах видел лишь этические отношения, основанные на врожденном стремлении к счастью. Представление о наличии у человека стремления к счастью, вытекающего из неизменной биологической природы, привело философа к конструированию общечеловеческой морали, скроенной для всех времен и народов, которая, по существу, сводилась к призыву любить друг друга независимо от социальной принадлежности, пола и звания. Фейербах предложил так перестроить сознание людей, чтобы их представления о счастье стали тождественными. При таком подходе определяющая роль в общественном развитии отводится духовным факторам.
Со взглядами Фейербаха на мораль тесно связаны и его религиозные воззрения. Фейербах стремился найти земные корни религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек – Бога по своему образу и подобию. Но сами эти корни философ истолковывал как природные, увидел их в психологии биологических чувствований.
Отвергнув религиозные постулаты о бессмертии души и сотворении мира, Фейербах взамен существующей религии пытался создать новую религию. Согласно ему, это должна быть «разумная» религия, основанная на обожествлении человека человеком.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Каковы основные принципы немецкой философии? Почему она называется классической? 2. Охарактеризуйте познавательные способности субъекта (по И. Канту). 3. В чем сущность априоризма Канта? 4. О чем свидетельствуют, по Канту, антиномии теоретического разума? 5. Почему вера в Бога, как считает Кант, необходима для людей? 6. В чем различие взглядов Канта и Гегеля на роль противоречий в человеческом познании и истории? 7. Какие этапы в своем развитии проходит гегелевская абсолютная идея? 8. В чем проявляются противоречия между методом и системой философии Гегеля? 9. В чем сущность и научная основа антропологического материализма Фейербаха? 10. Почему в философии Фейербаха критика религии и критика идеализма взаимосвязаны? 11. Дайте сравнительный анализ этических учений Канта и Фейербаха. 12. В чем ограниченность фейербаховской концепции человека? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Согласно Канту субъект: а) является источником знания; б) определяет форму знания; в) интуитивно познает объект. 2. Объективность знания по Канту означает: а) всеобщность и необходимый характер знания; б) независимость знания от субъекта; в) отражение свойств вещей самих по себе. 3. Связующим звеном между рассудком и чувственностью, по Канту, является: а) практика; б) опыт; в) воображение. 4. Свобода человека, согласно Канту, проявляется: а) в следовании познанной необходимости; б) в возможности выбора действий; в) в следовании нравственному императиву. 5. Кантовские идеи о безусловном – это: а) обобщения опыта; б) конечные цели стремлений че-ловека; в) сверхчувственные сущности. 6. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является: а) философия; б) искусство; в) религия. 7. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится: а) в воздействии одних факторов, систем на другие; б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем; в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому. 8. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю: а) опора разума на опыт; б) непротиворечивость мышления; в) способность разрешать противоречия. 9. Диалектика у Гегеля является: а) отражением развития объективного мира; б) саморазвитием идеи; в) методом познания и преобразования объективного мира. 10. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает: а) врожденное стремление к счастью; б) разумный эгоизм; в) нравственный долг. 11. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит а) в изменении отношений человека к природе; б) в изменении отношений человека к человеку; в) в изменении общественных условий жизни. |
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1999;