Актуальность идей французских просветителей
Многие идеи просветителей пережили их время и продолжают оставаться актуальными. Это, прежде всего, относится к их пониманию важной роли нравственных норм в регулировании отношений людей. При этом отмечалось большое значение социальной среды в формировании нравственных отношений в обществе.
Согласно Гельвецию, «всем тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию», которое понимается весьма широко, включая влияние социального строя страны.
Ключевую роль в этической теории просветителей играет соотношение личного и общественного интереса, через которое они определяли основные этические категории: добродетель и порок. Так, Гельвеций в книге «О человеке» всесторонне анализирует понятие «общего интереса», с позиций которого определяется добродетель. Этот общий интерес не противопоставляется частному интересу, а гармонически с ним связывается (разумный эгоизм).
С одной стороны, личный или «частный» интерес выступает у Гельвеция в качестве неотъемлемой черты человеческой природы, устранение которого погрузило бы людей в гибельную апатию, уничтожило цивилизацию и разрушило общество в любой его форме. Но, с другой стороны, личный интерес получает этическую окраску в прямой и строжайшей зависимости от согласования с общественным интересом.
Характерной чертой просветителей является тесное увязывание этических проблем с социально-политическими. По мнению Гельвеция и Гольбаха, личные интересы определяются общественными лишь тогда, когда последние воплощаются в той или иной системе политических и юридических законов, а все искусство законодателей заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу. Гольбах в своей «Системе природы» писал: «Пусть нам не говорят, что ни одно правительство не может сделать всех своих подданных счастливыми. Оно, конечно, не может надеяться удовлетворить ненасытные капризы…, но оно может и должно заняться удовлетворением реальных потребностей большинства граждан».
Мысль Монтескье о необходимости разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную и сегодня во многом определяет политическую жизнь общества.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Что называли Просвещением в XVII–XVIII веках? 2. Каковы теоретические истоки философии французского Просвещения? 3. Каковы основные черты философии французского Просвещения? 4. Что такое деизм? Назовите представителей этого направления эпохи Просвещения. 5. В чем суть концепции «просвещенного правления»? 6. Раскройте сущность теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. 7. Охарактеризуйте главное содержание теории «естественных прав». 8. Что Вольтер понимал под «естественной религией»? 9. Какие социальные идеи Локка и Гоббса получили развитие в работах французских просветителей? 10. Назовите политико-мировоззренчес-кие идеи Руссо и Монтескье, которые являлись социально-философ-скими новациями в их время и стали очевидными в современных правовых государствах. 11. Назовите основных представителей материалистической философии Просвещения. Каковы основные идеи их философии? 12. В чем суть позиции разумного эгоизма? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения: а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания; б) материалистическое мировоззрение; в) необходимость юридического равенства всех граждан; г) идея собственности как естественного свойства человека. 2. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы: а) просвещения и невежества; б) классов; в) этносов и разных культур; г) великих личностей. 3. Монтескье предлагал: а) отделить церковь от государства; б) разделить поровну между гражданами частную собственность; в) уравнять в правах женщин и мужчин; г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Кому принадлежит идея об отрицательном воздействии научно-техни-ческого прогресса на состояние нравственности: а) Вольтеру; б) Дидро; в) Руссо; г) Гельвецию. 5. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей: а) в правлении непросвещенных людей; б) частной собственности; в) физическом неравенстве; г) отсутствии свободы. 6. Вольтер трактует человека как: а) социальное животное; б) разумное существо; в) природное существо; г) ощущающее существо. 7. В этической теории Гельвеций опре-деляет добродетель через: а) общий интерес; б) частный интерес; в) потребности; г) разум. 8. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят: а) от реальных потребностей; б) от их ментальности; в) от обстоятельств; г) от формы их деятельности. 9. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем: а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»; б) отмены частной собственности; в) уравнивания собственности людей; г) просвещением людей. |
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 885;