Важнейшие центры ремесленного и мануфактурного производства в Китае в XV—XVII вв.
территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники.
Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрели семей-но-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством. Большие кланы, включавшие много семей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены всякого рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представляли собой вполне реальную социальную силу, с которой власти приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и неполноценный, не закрепленный юридически.
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог стать чиновником, т. е. войти в элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных достоинств.
В XVII—XVIII вв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая
проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все больше активизировать свою колониальную политику.
Вопросы и задания
1. Расскажите об основных положениях учения Конфуция Почему конфуцианство называют «практической» религией? Какой путь к достижению идеала предлагал Конфуций? Какая роль в связи с этим отводилась государству в целом и чиновникам? Какие идеи Конфуция сыграли положительную роль в истории Китая и какие вели страну к слабости?
2. Почему государственная власть в Китае заботилась об экономическом благополучии крестьянства? Каким образом она боролась с ростом частного землевладения? Попытайтесь объяснить на примере Китая, что такое государственный феодализм. В каком положении находились китайские купцы и ремесленники? Помогало или мешало государство развитию городов? Назовите основные причины периодически повторявшихся в Китае кризисов, которые приводили к смене династий. Приведите примеры.
3. Согласны ли вы с точкой зрения Гегеля о поголовном рабстве подданных в Китае? Противоречит ли этому утверждению принцип «равных возможностей»? Сравните в этом отношении Китай с Западной Европой. Что дает большие преимущества обществу: социальная мобильность или политические права?
§2
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ
Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Там проявились и черты, характерные для всего восточного мира, и — одновременно — особенности, присущие западной модели.
Япония — молодая цивилизация. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к IV—VI вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь — правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев.
Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами, преодолевая ту гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1282;