Люди эпохи палеолита
Условия жизни первобытных людей.
Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены, Было четыре крупных оледенения. Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.
В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лондона.
От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
Периоды оледенения стали суровым испытанием для первобытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.
Родовая община.
Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археологической периодизации находились на этапе мезолита.
Предполагается, что первые люди подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их приближенных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.
Однако существует и другое мнение, которое тоже подтверждается этнографическими исследованиями. В коллективах большинства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в научной литературе называли «первобытным коммунизмом». Для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаимопомощь. Скорее всего, именно такие общественные отношения позволили людям выжить в экстремальных условиях ледниковых периодов.
Изучение поселений позднего палеолита, данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) — коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.
Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100— 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всех ее взрослых членов (народном собрании).
С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирования вожака половые отношения имели форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с членами другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих народов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.
Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось все больше. Со временем появлялись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими друг другу классами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень непрочным.
Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья. В настоящее время высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 911;