Кто чувствует себя одиноким?
• Около 50% госпитализированных больных свидетельствовали, что томятся от одиночества;
• Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее всего почувствуют себя одинокими те, кто был женат прежде;
• Среди считающих себя одинокими выявлено больше женщин, чем мужчин;
• Бедняки обнаруживают несколько более высокий уровень одиночества;
• Одиночество более распространенное явление в юности, чем в более зрелом возрасте, и сильнее ощущается среди молодежи;
• Разведенные и овдовевшие люди старшего возраста склонны реже считать себя одинокими, чем разведенные и овдовевшие молодые люди;
• Риску одиночества подвержены люди, потерявшие близких.
Источник: Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /' Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121-124
32 Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., обш. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М., 1989. С. 121.
Чем больше общество, тем выше вероятность, при неразвитости личностного начала улюдей, того, что единственным, связующим звеном их между собой станет жесткое централизованное государствос непомерно разбухшим бюрократическим аппаратом. Так оно и происходит на одной шестой части земной поверхности. Бюрократияже только усиливает отношение к человеку как винтику в огромном механизме. Работник ей важен не как личность, а как квалифицированный функционер, хорошо знакомый с правилами игры. Таким образом, бездушная машина бюрократии только усиливает эффект толпы. Толпаи массапревращаются в главное измерение и способ социального существования современных людей. Выходит, что мы — всегда в толпе: на улице, в магазине, в метро, на работе, на отдыхе. Единственной нишей, дающей надежду на спасение от тотального одиночества, является семья. Она, как и во все другие времена, подчинена законам малой группы и интимной, доверительной близости.
Ощущение одиночества усиливается также в результате эгоистических действий государства, даже если оно демократическое (иногда по существу, чаще — по видимости). Правительствопринимает угодные ему решения, не спрашивая мнение народа, отправляя его на войну, развязанную в интересах правящего клана. Президент,неспособный проявить государственную волю, ежемесячно меняет правительства, политические партии заигрывают с народом в период выборов и полностью игнорируют его мнение в остальное время. В стране процветают бедность, преступность и наркомания, народ перестает быть законопослушным, отказывая своему правительству в политическом доверии. В таком обществе с неизбежностью воцаряется то, что социологи именуют аномией— беззаконием, отсутствием сдерживающих произвол социальных норм. Понятием аномии принято обозначать социальное заболевание, которому подвержены люди прежде всего в современных городах. Аномия постепенно перерастает в отчуждение государства от общества, народа от правительства, людей — друг от друга. Распад общества на изолированные социальные атомы,плохо связанные друг с другом и плохо понимающие друг друга, является последней стадией наступления всеобщего одиночества.
Когда люди устраивают перевороты и организуют забастовки, совершают революции или выходят на демонстрации, они, по выражению М. Бу-бера, «протестуют против ложной реализации их великого стремления к общности». Государство, которое они сами создавали ради реализации великого стремления к подлинной общности, начинает со временем обслуживать узкогрупповые или клановые интересы. Когда народ очередной раз убеждается в иллюзорности своих мечтаний, наступает политическая атрофия (пассивность, безысходность), нежелание что-либо совершенствовать, за кого-либо голосовать, с кем-либо или с чем-либо бороться. Люди вдруг остро ощущают, что их, используя молодежный сленг, в очередной раз «кинули». Кинутость, покинутость, заброшенность — основные понятия, при помощи которых философы-экзистенциалисты объясняют феномен одиночества. У этой, казалось бы, чисто философской категории теперь обнаруживаются реальные социологические очертания, которые можно эмпирически измерить, взвесить, уточнить.
Некоторые социологи считают, что распространение одиночества — результат длительного пренебрежения индустриального общества к религии,
творческому труду, человеческой личности и семье. Одиночество в таком случае предстает логически завершающей стадией атомизации западного общества. Наиболее ярким воплощением западного типа общества выступают США. Именно здесь в 1970—1990-е гг. наблюдается повышенный интерес к проблеме одиночества. Газеты и популярные журналы печатают огромное количество статей, посвященных одиночеству; реклама использует это понятие для продажи всего — от парфюмерии до предметов религиозного культа. В последнее время одиночество стало часто повторяющимся мотивом в романах и основной темой множества учебных пособий. Напротив, в СССР и России интерес к одиночеству не стал социально значимой проблемой. Если на что и обращает внимание общественное мнение, так это скорее вопросы выплаты пенсии, забота о престарелых и бедных, бездомных и осиротевших детях.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 639;