Основа самосознания – чувство «Я».
Также следует остановиться на проблеме бессознательного. Классическими здесь стали работы З.Фрейда.
Он выделяет «Оно» (Ид) - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения.
«Я» (Эго)- сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром. В сознательной сфере действует принцип реальности.
«Сверх-Я» (Супер-Эго) – установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.
Основная характеристика бессознательного – либидо или эрос – это не только сексуальность, но и вся сфера любви – родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. Поступками человека управляет не только эрос, но и танатос – инстинкт разрушения и смерти. Это два противоположных влечения.
А по мнению Юнга бессознательное имеет не биологическую, а символическую природу и структурировано в виде архетипов.
Архетипы определяют основу всех переживаний, представлений и поступков человека. (Архетип с греч. – изначальный образ).
Бессознательное существует в личной и коллективной формах. Личное бессознательное – все психологические приобретения личного существования, вытесненные или подавленные. Коллективное бессознательное имеет надличностную природу. Оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования.
Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов, образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково. Структура коллективного бессознательного задается архетипами. Архетипы – универсальные структуры человеческой психики. Их понимание возможно по аналогии с априорными формами И.Канта. Однако если априорные формы Канта относятся к сознанию, то архетипы К.Юнга имеют отношение только к бессознательному.
Юнг проводит аналогию с кристаллической решеткой. Решетка не существует сама по себе, ее можно обнаружить только в связи с каким-либо веществом, которое структурируется вдоль определенных линий, называемых кристаллической решеткой. Так же и архетип - проявляется только в связи с конкретным психическим содержанием, но сам по себе, вне этого содержания существует только как потенциальная форма, как возможность. Действительностью архетип становится в идеях, символах или образах, которыми насыщено пространство культуры.
Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований.
С помощью идеи архетипов Юнг обосновывает идею психического единства человечества.
Вопрос № 27
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 505;