Общество и его структура.
Чтобы представить, что такое общество, недостаточно ограничиться определением, что общество - это совокупность людей. Такое определение не позволяет увидеть в обществе самого главного - процессов изменения общества. Поэтому, когда говорят об обществе, то имеют в виду отношения между людьми. Общество не есть сумма людей, а есть совокупность общественных отношений, т.е. это некая система, существующая независимо от воли и желания лиц, находящихся в ней. Общественные отношения, образующие эту систему, не зависят от отдельных людей, но определяются их совместной деятельностью.
Общественные отношения - это, в сущности, не что иное, как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей. Общество, т.о., - есть исторически сложившаяся система форм совместной деятельности, в качестве которых выступают связи, отношения, различные другие стороны жизни людей.
В зависимости от содержания, применяемых средств и результатов человеческой деятельности в обществе выделяются сферы общественной жизни. Сфера жизни - это необходимая, относительно самостоятельная подсистема общества, характеризуемая специфическими общественными отношениями и законами, а также деятельностью социальных субъектов. Другими словами, сфера общественной жизни - это, во-первых, необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, имеющая свои специфические результаты, удовлетворяющие их потребности. Во-вторых, каждая сфера характеризуется определёнными общественными отношениями. В-третьих, эти отношения институируются в определённых формах (институтах, учреждениях и т.д.). В-четвёртых, деятельность в той или иной сфере адекватным образом отражается в формах общественного сознания. И, наконец, в-пятых, структурно закрепляется в различных социальных и социально-психологических объединениях людей.
Основными сферами общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она возникает с целью удовлетворения экономических потребностей людей. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой, складываются социальные и профессиональные группы людей, образующие социальную структуру общества.
Социальная сфера - это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп (классов, социально-демографических и профессиональных слоёв населения, национальных общностей) по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения этих потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы. Это обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на основе сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов. Эти интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения, всё то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Большое значение в духовной сфере имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания - от школ до университетов.
Таким образом, общество представляет собой совокупность социумов, которые реализуют себя через систему общественных отношений и многообразных форм социальной деятельности, детерминирующей сферы общественной жизни.
Социальная философия отличается от социологии как науке об обществе. Социология изучает, главным образом, социальную структуру, социальные отношения и действия. Философия же ставит своей целью решение таких проблем: 1) что есть общество, его происхождение и сущность? 2) как общество связано с природой? 3) как в обществе взаимосвязаны между собой материальная и духовная стороны, объективные условия и субъективный факторы? 4) причины и движущие силы развития общества. 5) характер и направленность общественного развития. 6) Цель и смысл истории.
Что же такое общество? На этот вопрос по-разному отвечали на различных этапах его познания. Разнообразие точек зрения на природу общества можно свести к трем основным подходам (моделям): натурализм, идеализм и материализм.
Натуралистические концепции рассматривают общество, как обособившуюся часть природы. В обществе нет ничего, сверх того, что есть в природе. Высшие формы социального бытия натурализм сводит к низшим, а человека растворяет в природе, лишая его свободной воли. Социальные явления в натуралистических концепциях объясняются исключительно действием природных сил: физических, биологических, психических, географических, космических. Общий принцип этих концепций таков: «Какова природа, таково и общество». То есть природа правит обществом.
Идеалистические концепции, в отличие от натурализма, отрывают общество от природы, чрезмерно его одухотворяя. Абсолютизация духовного фактора означает, что влиянии природных факторов в обществе не существенно. Обществом правит либо мировой дух (объективный идеализм), либо духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм).
Материалистические концепции пытаются преодолеть ограниченность, как натурализма, так и идеализма, Они рассматривают общество как СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ, в котором материальное (природное) и духовное (сверхприродное) тесно взаимосвязаны, однако материальное, в конечном счете, выступает как первичное, определяющее, по отношению к духовному.
В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой общество рассматривается как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
1. ОБЩЕСТВО– это выделившееся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), в которой происходит жизнедеятельность, вышедших из природы и неотделимых от нее, людей.
2. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать ее законы, Но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственно основе и согласно собственной логике.
3. В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные связи с другими людьми – социальные отношения.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ –формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри их. Все социальные отношения можно разделить на материальные и духовные. Материальные – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их желания и воли, например, производственные, экономические отношения. Духовные отношения возникают и существуют на основе сознания и личного выбора людей. Люди могут отказаться от одних отношений и установить другие. Это моральные, правовые, политические и др. отношения.
Природа и сущность общества может быть представлена в виде системы.
ОБШЕСТВО КАК СИСТЕМА – упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются люди и социальные группы.
Основные особенности социальной системы. Общество обладает: 1) сложной иерархической структурой; 2) интегративным, объединительным качеством; 3) свойством самоуправляемости; 4) свойством приспособления.
И, наконец, общество – это открытая система, то есть испытывает на себе влияние внешнего мира.
В обществе, как системе можно, в свою очередь выделить подсистемы или сферы. Основные сферы общественной жизни.
Экономическая сфера – система экономических отношений; социальная сфера – отношения между группами людей; политическая сфера (политико-правовая) – отношения в обществе по поводу власти и права; духовная сфера (духовно-нравственная) – система отношений в области морали, религии, искусства, науки, идеологии и т.д.
Структура общества — это
совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе.
Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни —экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества —экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.
Структура общественной системы выступает, но только как отношения
людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни —
экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры.
Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя
забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например,такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь,
порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических
процессов и т. д.
Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к
средствам, производства, то ость в формах собственности, которые
представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может
выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К
примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными
формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.—
находятся в определенной связи, отношениях.
Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим,
политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем
революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д.
Говоря о том, что структура общественной системы многообразна,
проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать
из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете
проявляется через людей.
Основные элементы структуры общества.
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты
социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде
путем её вещественно-энергетической переделки,
целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы
служат не непосредственному изменению реальности, а изменению
наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание,
стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на
отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать
в себе особым образом закодированную информацию, служить
средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям
согласовывать цели своей коллективной деятельности.
Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы,
чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать
это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку"
становясь материальными проводниками, "перевозчиками
смысла".
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают
целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное
системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и
взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.д.).
Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы
подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место
ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех
качественно различных точек зрения:
1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос,
кто действует;
2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей
установить, на что направлена деятельность, где она
осуществляется;
3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на
вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая
деятельность».
Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.
Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.).
Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в
социальных системах имеют место и компоненты иного рода.
Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш
взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.
Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы:
- социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и
объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);
- общественные потребности;
- человеческая деятельность — общественно детерминированная
активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих
потребностей;
- общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые
складываются между людьми в процессе их деятельности;
- культура — создаваемые людьми разнообразные материальные,
духовные и организационные способы и средства, при помощи
которых социальные объекты опосредуют свои общественные
отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют
потребности.
Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М.
Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом.
Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые
социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным компонентам.
Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества.
В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между
вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами,
поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как
отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент
общественной системы выступает как общественное отношение.
Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней
организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс.
Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.
Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,
интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного,
внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже
система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того,
что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные
системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в
структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы,
человек играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции
общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. Активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной.
Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей
в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и
пропагандистскую роль.
Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент
социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се
связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек —
носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики
выражаются в деятельности человека, его активности.
Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как
главный компонент.
Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма
многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор
всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.
Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных
определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные
коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами
непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к
вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.
Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные
компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами
социального взаимодействия между действующими субъектами.
Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.
Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы,
конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной
системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в
структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех
структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая
функция.
To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis,
в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных
компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов.
Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 4418;