Эволюция средневековой этики и эстетики.
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос - дом, очаг, позднее: нрав, обычай, характер. Этика - наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика - философская наука, объектом изучения кот. является мораль. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутр. структуру, изучает происхождение нравственности. Этика возникает на том этапе развития чел. общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Древнейшей этической нормой поведения человека - «золотое правило» нравственности. Этика учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом. С переходом от полисной организации общественной жизни к крупным гос.-полит. образованиям возникают новые представления о нравственности и добродетели. Многие философы стали утверждать, что нравственность – внутр. установка, кот. не зависит от поведения людей и противостоит им. Важн. цель морали - согласование личного интереса с общественным. Мораль направлена на осущ. гуманизма. Коллективизм и гуманизм как основные цели морального регулирования органично взаимосвязаны между собой. Если в коллективизме личный интерес как бы подчинен общественному, а личность -- обществу, то в гуманизме наоборот, общественное подчинено личному, а общество личности, благо и счастье кот. становится конечной целью общественного развития. раль Этика не только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль.
Все здание эстетической науки строится на единственнойкатегории прекрасного. Доброе - прерогатива этики; истинное - науки; другие, более частные эстетические категории являются категориями-«гибридами», вмещающими в себя и этическое, и религиозное содержание. Фокусирование в каком-либо понятии определенного типа эмоц. реакцийне означает, что перед нами тот или иной тип эстетического отношения. Этика и эстетика располагают арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. В этическом отношении категории отражают ту сторону общественных отношений, кот. связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу. Категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. Категории этики принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные. Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, кот. рассматривается как функциональная. На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы: категории собственно морального морального сознания; категории нравственных отношений; категории моральной практики. Все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Существует ряд категорий в эстетике. Категориями эстетики являются понятие прекрасного и ужасного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Идея понятия прекрасного является соц. и жизненным смыслом, являющегося достоянием общественной практики. Оценка прекрасного зависит от вкуса и идеала личности. Оценка бывает истинной или же ложной. Это зависит от того насколько она соответствует ценности прекрасного. Следовательно, прекрасное как эстетическая категория характеризует явления, кот. характеризуются относительно их ценностного эстетического совершенства. Ужасное, как и прекрасное, является одной из основных эстетических категорий.
Методологические проблемы этики касаются общих принципов исследования природы, сущности и функций морали, выявления источников и способов добычи эмпирического материала, эффективных методов обработки этого материала. Методологическое значение для анализа морали имеют представления о природе, сущности и назначении человека. Принцип гуманизма убеждает тех людей, кот. пользуются исключительной сознательностью. Не является абсолютным принцип объективности, т.к. совершенно другие понятия поступают в научную концепцию еще на этапе формирования ее основных положений, носящих аксиоматический характер. Истинное методологическое значение имеют представления об отношении «человек - общество». Существуют две противоположные точки зрения на это отношение: первая определяет автономию человека, ну а вторая доказывает, что человек является продуктом общества. Первой точки зрения придерживались сторонники теории общественного договора. Они утверждали, что в природном состоянии каждый человек является суверенной единицей бытия. Второй точки зрения придерживались марксисты. Согласно теории, кот. выдвинута ими определяющим аргументом является общество, а человек - исходящий продукт общества. Метод эстетики - предшествующие знания, накопленные в области исследования и преобразованные на основе общефилософской методологии в установки, принципы, подходы, приемы добычи новых знаний. Основой метода эстетики является диалектико-материалистический историзм. Принцип историзма - путь к связи теории и практики, дорога к актуальности, к истинно современному изучению эстетики. Многие важные стороны эстетических проблем открываются при структурном анализе, кот. рассматривает предмет в неподвижности. Структурный анализ является составной частью исторического подхода, кот. совмещен с ним по принципу дополнительности. Историзм, развернут не только в прошлое, но и в настоящее и в будущее - это инструмент развития целостной эстетической теории. Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно связаны с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Этика занимается изучением: определения сенса жизни, понимания природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к кот. принадлежит добро. Эстетика рассматривает и создает практические модели чел. отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации. По своей сути этика - практическая часть философии, пребывает в органической связи с праксиологией, кот. исследует активное, действующее, практическое отношение чел. к миру, возможности, способы и границы его деятельности, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки - фатализм; волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в кот. перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма. Она связана с эстетикой и другими науками, кот. занимаются исследованием бытия человека, но координировать исследования морали может этика. Эстетика относится к философии. Взаимосвязь эстетики и философии состоит в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрений, позиций, методологии, философской концепции конкретного философа. Существует взаимосвязь эстетики с этикой и своеобразным аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, кот. формируется на органическом единстве внешних и внутренних чувств человека.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 879;