Основные учения о праве
Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
Выделяют следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую.
Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII—XVIII веков.
Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие.
Основные идеи:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);
2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);
3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога.
Достоинства:
— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;
— в ней верно замечено, что законы могут быть не правовыми, которые должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
—провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны:
— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма непросто;
— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII — начале XIX веков.
Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Основные идеи:
1) право—историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право — это прежде всего правовые обычаи (то есть исторически
сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические
последствия). Законы же производны от права обычного, которое
произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
3) представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.
Достоинства:
— впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
— справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
—верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.
Слабые стороны:
—данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб
законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи
уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.
Основные идеи:
1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы Юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты —
решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже
включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать
основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства:
— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
—признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
— осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. л.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, то есть излишне «очищают» от них право;
— признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.
Материалистическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XIX—XX веке.
Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др. Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право—это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Достоинства:
— в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
—показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
—обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
— преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права Историческими рамками классового общества;
— слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.
Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи:
1) психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида — переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.
Достоинства:
— обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
— источник прав человека здесь «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.
Слабые стороны:
— осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических
факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и
т. п.), от которых тоже зависит природа права:
—в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.
Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.
Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие. Основные идеи:
1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего;
2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право — это реальное поведение субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория «живого» права;
3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
Достоинства:
—такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
— совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
— эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.
Слабые стороны:
— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.
и
2) когда определяющим фактором выступает право.
3. Принципы права: понятие и виды
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы — это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования.
Принципы права — более фундаментальные и обобщенные правила поведения, чем юридические нормы. Отсюда принципы обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируются преимущественно в конституциях либо в" важнейших законах.
Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы,
институты или отрасли, но и вся его система. Они служат своеобразным «маяком» для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым относят такие принципы, как:
1) справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. п.; данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством);
2) юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип означает равный правовой статус всех субъектов и нашел свое воплощение в статье 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»);
3) гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в статье 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»);
4) демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы);
5) единство прав и обязанностей (выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов);
6) федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная);
7) законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно, что
к нашло свое отражение в статье 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);
8) сочетание убеждения и принуждения.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т. д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве — принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т. п.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Убеждение и принуждение — универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.
Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие и позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании, как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
К важным формам убеждения относятся право воспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Принуждать — значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:
1) это более жесткий метод воздействия права на субъектов;
2) является второстепенным, применяемым после убеждения, методом;
3) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, то есть включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах—диспозитивном и императивном.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1250;