Формула архитектуры

 

Архитектурное проектирование всегда направлено в будущее, которое неоднознач­но, поэтому при проектировании следует оторваться от условностей сегодняшнего дня и посмотреть на изобретение дома как на творче­ский процесс.

Процесс архитектурного проектирования исходит из требований к сооружениям: надежность, удоб­ство, уют, содержательность.

Надежностьвключает представления об устойчивости, долговеч­ности, безопасности жилища, которое рассматривается как убежи­ще от неблагоприятных факторов внешней среды.

Удобство обусловливается функциональной целесообразностью пространственной организации бытовых процессов: сна, приема пи­щи, общения, воспитания детей, хранения одежды и др. На основе анализа этих процессов определяются минимальные размеры пло­щади помещений, ширина проходов, размещение комнат и компо­новка объема здания.

Уют в доме достигается постоянной заботой о нем. Архитектур­ное решение дома может способствовать созданию доброжелатель­ного социального микроклимата или усложнять жизнь семьи. Со­циологический анализ бытовых процессов дает основание не только для улучшения планировки дома, но и для архитектуры семейных отношений.

Содержательностьпостройки зависит от фантазии застройщика. Закономерности восприятия формы здания раскрываются при по­мощи языка архитектурной композиции. Выразительные качества геометрических объемов, плоскостей, линий, форм рассмотрим при­менительно к простому сооружению.

 

Надежность

Особенности климата, местные материалы, бытовой уклад определяют форму народного жилища. Особенностью народ­ного жилища является максимальная адаптация к местным усло­виям. Если можно обеспечить покой и безопасность, а природные факторы не слишком суровые, то можно обойтись вообще без постройки. Для индейцев Колумбии «домом» служит подстилка или гамак в защищенном от ветра месте. Вьющаяся зелень защищает от солнца, мешки и корзинки, составляющие «имущество», висят на шесте. Накопление и хранение имущества связано с сооруже­нием амбаров, клетей, погребов. Крепнут стены, двери, засовы, изменяется облик жилища.

Первичное назначение жилища — быть надежным убежищем. Самыми простыми и легкими постройками такого типа служат палатка, шалаш, землянка. Народное жилище начиналось с этих сооружений.

На севере до сих пор оленеводы используют чум или ярангу. Это удивительное сооружение, которое в сочетании с меховой одеж­дой может обеспечить комфорт в самых экстремальных условиях. Опыт организации кочевого жилища используется сегодня при про­ектировании временного жилища — домов-караванов, трайлеров, «плавающих домов» на баржах и лодках.

Строительный материал для такого жилища должен быть лег­ким и компактным, чтобы дом можно было легко перевезти на новое место, а также доступным и простым в обработке. Скудость древесной растительности предопределила формы древней глино­битной архитектуры Двуречья и Малой Азии. Здесь впервые при­менили купольные конструкции и своды. Теплый влажный воздух р: Хуанхе, частые землетрясения породили каркасную архитектуру Китая.

Речной лозой, жесткой степной травой и войлоком ограничи­вается состав материалов для изготовления кочевого жилища — юрты или палатки. Землянка, полуземлянка и срубный деревянный дом — характерные типы жилища народов лесостепной полосы се­верного полушария.

В процессе освоения природы, развития хозяйства, формирова­ния культуры еще в первобытнообщинном строе был накоплен опыт строительства, приемы и решения, обеспечивающие надеж­ностьжилища.

Надежность современного жилища складывается из устойчи­вости, долговечности, пожарной безопасности, защиты от атмосфер­ных осадков и грунтовых вод, зашиты от перегрева и охлаждения.

 

Удобство

Организация внутреннего пространства дома определяется содержанием хозяйственно-бытовых процессов, происходящих в жилище, В более ранних типах жилища(Например,кав­казские дома типа «дарбази») дифференциация внутреннего про­странства на помещения различного назначения не проводилась, однако и там (рис. 2.1) уже было принято функциональное зониро­вание общего пространства. С течением времени произошло разде­ление жилых и хозяйственных помещений. Жилые помещения вклю­чали мужскую и женскую, парадную и будничную половины, совер­шенствовалось техническое решение бытовых и подсобных поме­щений. Структура жилища все более усложнялась. Сделать жили­ще экономным и рациональным, как машину — таков был лозунг функционалистов в первой половине XX в. Самым плодотворным архитектурным течением этого времени стал функционализм. Для более эффективной организации пространства проводились иссле­дования и делались замеры минимальных размеров комнат и кори­доров, санитарных узлов и дверей. Функциональная архитектура была очень экономной и индустриальной, ее выразительность за­ключалась в строгой пластике форм и аскетизме средств. В услови­ях острой нехватки жилья, недостатка строительных материалов и ресурсов во всех странах Европы стали появляться одинаковые тепловые дома. Главным критерием архитектурной практики было «удобство для всех». Удобство дома или квартиры складывается из выверенных размеров планировочных ячеек (комнат и помещений),оптимальных пространственных связей между ними (компоновка и зонирование жилища), обеспечения коммуникациями и ресурсами (вода, газ, электричество, канализация, теплосети и др.) Кроме того, жилой дом является единицей системы более высокого планировочного уровня (поселка, деревни, хутора) и удобство проживания зависит от размеров, связей, ресурсов всего поселения.

Чтобы создать необходимые условия для жизни человека, архи­тектурное сооружение должно отвечать множеству утилитарных требований, таких, как температурный и влажностный режим, воз­духообмен, звукоизоляция, освещенность, которые в сочетании с бытовыми процессами составляют функциональную программу — основу любого проекта. В этой главе мы рассмотрим элементы функциональной программы, определяющие удобство использова­ния помещений:

антропометрика пространства; жилые помещения дома; подсобные и хозяйственные помещения; типология малоэтаж­ного жилища; приусадебный участок.

 

Уют

Функциональными требованиями не исчерпывается наше отношение к жилищу. Часть людей вполне обоснованно счи­тает, что современные и ультрафункциональные вещи представляют собой абсурд и чудачество.

Важно, чтобы у дома был постоянный владелец, а семья могла полностью распоряжаться своим благоустройством. Каждый жи­тель должен иметь свое место в доме. В пределах, персональной территории каждый может реорганизовать и перестраивать свое непосредственное окружение. Такое отношение (психологи назы­вают его идентификация) обеспечивает ощущение свободы и при­лив внутренних сил, делает жилище неподражаемым и уникальным.

Уют жилого дома определяется социально-психологическими факторами жилой среды. Организация пространства должна быть направлена на формирование оптимальных условий закрытости — открытости, контроля, идентификации для всех членов семьи. Люди чувствуют себя уютно в доме, если они свободны приспосабливать и видоизменять его планировку, оформление и оборудование соглас­но личным желаниям и вкусам. Сегодня мы начинаем убеждаться в том, что дом часто не отвечает требуемому уровню удобств, комфорта еще задолго до того, как появляются какие-либо призна­ки разрушения. Про старую машину, по сравнению с более усовер­шенствованной и удобной для работы, говорят, что она «морально устарела». Такое понятие существует уже давно, но по отношению к жилью его стали применять лишь недавно. Трудно представить, какие изменения произойдут в вашей семье через 10...20 лет. В пер­воначальном проекте дома нельзя предугадать последующие изме­нения образа жизни, но можно предусмотреть возможности при­строек и трансформаций. Лучше начать с небольшого сооружения «ядра дома», достаточного по современным меркам, чем строить пустующие хоромы про запас.

Каждая семья уникальна и неповторима, индивидуальным долж­но стать и жилище. Основа индивидуальности заключается в пони­мании особенностей бытового уклада семей. В связи с этим пробле­ма уюта определена на примере различных типов семей: дом для одного человека, дом для двоих, семья с детьми, большая семья, общий дом.

 

Содержательность

Человек стремится сделать красивой любую вещь, которую он производит: одежду, мебель, игрушки, собственное жи­лище. Стремление к красоте, содержательность, способность во­спринимать и оценивать прекрасное свойственно людям.

У совершенства и красоты есть свои объективные законы в живописи, музыке, архитектуре. Личное, субъективное ощущение красоты во многом определяется подготовленностью, образован­ностью человека, богатством его образного мышления и в целом связано с духовным развитием.

В традиционных культурах формировались и канонизировались идеалы прекрасного. В наше бурное время смешения культур мы привыкли больше доверяться установкам моды. Модные веяния сменяют друг друга, а архитектурные сооружения продолжают стоять десятки и даже сотни лет. Внимательный наблюдатель смо­жет на глаз определить не только технические достижения строи­телей и расчетливость планировки, но и принадлежность дома к определенной культурной традиции, социальные отношения людей того времени. Степень художественного совершенства и содержательность облика определяют в конечном счете и ценность построй­ки и эффективность затрат.

Красота издавна тесно связана с богатством. Украшения всегда дорого ценятся, богатство стремится утвердить себя красотой. Кра­сота в архитектуре не сводится к украшению фасадов и разнооб­разию материалов. Истинная природа прекрасного раскрывается в борьбе против поверхностного украшательства, в поисках гармо­нии, целостности, гуманности. Художественные достоинства здания непропорциональны его материальной стоимости — то, что дорого, не всегда красиво. Эстетическая оценка в архитектуре связана прежде всего с совершенством объемно-пространственной компо­зиции ансамбля, организацией поверхностей (стен, пола, крыши и др.), гармонией с окружающей средой. Упорядоченная, ритми­ческая повторяемость объемов, плоскостей, проемов, соотношений деталей, цветовых и световых ощущений вызывает у человека эмо­ции, ответные чувства, которые во многом связаны с подготовлен­ностью индивида (воспитанием, образованием, жизненным опытом) и могут меняться при коллективном сопереживании событий и под влиянием общественного мнения.

Использовать все средства архитектурной выразительности в по­строении ансамбля так же трудно, как писать симфоническую му­зыку, но пренебречь ими — значит заранее обречь свой дом на пе­строту или безликость.

Архитектурная организация пространства учитывает занятия людей. Мера эмоционального удовлетворения зависит от того, на­сколько восприятие соответствует ожиданию. Архитектурная форма и деятельность людей связаны взаимообратно: с одной стороны, сооружение строится для определенного жизненного уклада, с дру­гой, вселяясь в дом, люди начинают осваивать пространство так, как позволяет его пространственная структура и в соответствии с тем эмоциональным настроем, который создается в жилой среде.

Вот те качества постройки, которые опреде­ляют ее художественный облик: архитектурная композиция, един­ство и соподчиненность форм, соразмерность и масштабность, цвет и свет, символика формы.

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1786;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.