Трансляция логических выражений

Логические выражения, включающие логическое умножение, логическое сложение и отрицание, можно вычислять как непосредственно, используя таблицы истинности, так и с помощью условных выражений, основанных на следующих простых правилах:

A AND B эквивалентно if A then B else False,

A OR B эквивалентно if A then True else B.

Если в качестве компонент выражений могут входить функции с побочным эффектом, то, вообще говоря, результат вычисления может зависеть от способа вычисления. В некоторых языках программирования не оговаривается, каким способом должны вычисляться логические выражения (например, в Паскале), в некоторых требуется, чтобы вычисления производились тем или иным способом (например, в Модуле-2 требуется, чтобы выражения вычислялись по приведенным формулам), в некоторых языках есть возможность явно задать способ вычисления (Си, Ада). Вычисление логических выражений непосредственно по таблицам истинности аналогично вычислению арифметических выражений, поэтому мы не будем их рассматривать отдельно. Рассмотрим подробнее способ вычисления с помощью приведенных выше формул (будем называть его "вычислением с условными переходами"). Иногда такой способ рассматривают как оптимизацию вычисления логических выражений.

Рассмотрим следующую атрибутную грамматику со входным языком логических выражений:

RULEExpr ::= BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=False; TrueLab<1>=True;Code<0>=Code<1>. RULEBoolExpr ::= BoolExpr 'AND' BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=FalseLab<0>; TrueLab<1>=NodeLab<3>;FalseLab<3>=FalseLab<0>; TrueLab<3>=TrueLab<0>;Code<0>=NodeLab<0> + ":" + Code<1> + Code<3>. RULEBoolExpr ::= BoolExpr 'OR' BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=NodeLab<3>; TrueLab<1>=TrueLab<0>;FalseLab<3>=FalseLab<0>; TrueLab<3>=TrueLab<0>;Code<0>=NodeLab<0> + ":" + Code<1> + Code<3>. RULEBoolExpr ::= FSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "GOTO" + FalseLab<0>. RULEBoolExpr ::= TSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "GOTO" + TrueLab<0>.

Здесь предполагается, что все вершины дерева занумерованы и номер вершины дает атрибут NodeLab. Метки вершин передаются, как это изображено на рис. 9.11.

Таким образом, каждому атрибутированному дереву в этой атрибутной грамматике сопоставляется код, полученный в результате обхода дерева сверху-вниз слева-направо


Рис. 9.11.

следующим образом. При входе в вершину BoolExpr генерируется ее номер, в вершине F генерируется текст GOTO значение атрибута FalseLab<0>, в вершине T - GOTO значение атрибута TrueLab<0>. Например, для выражения

F OR ( F AND T AND T ) OR T

получим атрибутированное дерево, изображенное на рис. 9.12, и код

1:7: GOTO 22:8:4:9: GOTO 35:10: GOTO 66: GOTO True3: GOTO TrueTrue: ...False: ...

Эту линеаризованную запись можно трактовать как программу вычисления логического значения: каждая строка может быть помечена номером вершины и содержать либо переход на другую строку, либо переход на True или False, что соответствует значению выражения true или false. Будем говорить, что полученная программа вычисляет (или интерпретирует ) значение выражения, если в результате ее выполнения (от первой строки) мы придем к строке, содержащей GOTO True или GOTO False.


Рис. 9.12.

Утверждение 9.1. В результате интерпретации поддерева с некоторыми значениями атрибутов FalseLab и TrueLab в его корне выполняется команда GOTO TrueLab, если значение выражения истинно, и команда GOTO FalseLab, если значение выражения ложно.

Доказательство. Применим индукцию по высоте дерева. Для деревьев высоты 1, соответствующих правилам

BoolExpr ::= F и BoolExpr ::= T,

справедливость утверждения следует из соответствующих атрибутных правил. Пусть дерево имеет высоту n > 1. Зависимость атрибутов для дизъюнкции и конъюнкции приведена на рис. 9.13.

Если для конъюнкции значение левого поддерева ложно и по индукции вычисление левого поддерева


Рис. 9.13.

завершается командой GOTO FalseLab<1>, то получаем, что вычисление всего дерева завершается командой перехода GOTO FalseLab<0> (= FalseLab<1>). Если же значение левого поддерева истинно, то его вычисление завершается командой переходаGOTO TrueLab<1> (= NodeLab<3>). Если значение правого поддерева ложно, то вычисление всего дерева завершается командойGOTO FalseLab<0> (= FalseLab<3>). Если же оно истинно, вычисление всего дерева завершается командой перехода GOTO TrueLab<0> (= TrueLab<3>). Аналогично - для дизъюнкции.

Утверждение 9.2. Для любого логического выражения, состоящего из констант, программа, полученная в результате обхода дерева этого выражения, завершается со значением логического выражения в обычной интерпретации, то есть осуществляется переход на True для значения, равного true , и переход на метку False для значения false.

Доказательство. Это утверждение является частным случаем предыдущего. Его справедливость следует из того, что метки корня дерева равны соответственно TrueLab = True и FalseLab = False.

Добавим теперь новое правило в предыдущую грамматику:

RULEBoolExpr ::= IdentSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "if (" + Val<1> + "==T) GOTO" + TrueLab<0> + "else GOTO" + FalseLab<0>.

Тогда, например, для выражения A OR (B AND C AND D) OR E получим следующую программу:

1:7: if (A==T) GOTO True else GOTO 22:8:4:9: if (B==T) GOTO 5 else GOTO 35:10: if (C==T) GOTO 6 else GOTO 36: if (D==T) GOTO True else GOTO 33: if (E==T) GOTO True else GOTO FalseTrue: ...False: ...

При каждом конкретном наборе данных эта программа превращается в программу вычисления логического значения.

Утверждение 9.3. В каждой строке программы, сформированной предыдущей атрибутной схемой, одна из меток внутри условного оператора совпадает с меткой следующей строки.

Доказательство. Действительно, по правилам наследования атрибутов TrueLab и FalseLab, в правилах для дизъюнкции и конъюнкции либо атрибут FalseLab, либо атрибут TrueLab принимает значение метки следующего поддерева. Кроме того, как значение FalseLab, так и значение TrueLab, передаются в правое поддерево от предка. Таким образом, самый правый потомок всегда имеет одну из меток TrueLab или FalseLab, равную метке правого брата соответствующего поддерева. Учитывая порядок генерации команд, получаем справедливость утверждения.

Дополним теперь атрибутную грамматику следующим образом:

RULEExpr ::= BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=False; TrueLab<1>=True;Sign<1>=false;Code<0>=Code<1>. RULEBoolExpr ::= BoolExpr 'AND' BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=FalseLab<0>; TrueLab<1>=NodeLab<3>;FalseLab<3>=FalseLab<0>; TrueLab<3>=TrueLab<0>;Sign<1>=false; Sign<3>=Sign<0>;Code<0>=NodeLab<0> + ":" + Code<1> + Code<3>. RULEBoolExpr ::= BoolExpr 'OR' BoolExprSEMANTICSFalseLab<1>=NodeLab<3>; TrueLab<1>=TrueLab<0>;FalseLab<3>=FalseLab<0>; TrueLab<3>=TrueLab<0>;Sign<1>=true; Sign<3>=Sign<0>;Code<0>=NodeLab<0> + ":" + Code<1> + Code<3>. RULEBoolExpr ::= 'NOT' BoolExprSEMANTICSFalseLab<2>=TrueLab<0>; TrueLab<2>=FalseLab<0>;Sign<2>=! Sign<0>;Code<0>=Code<2>. RULEBoolExpr ::= FSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "GOTO" + FalseLab<0>. RULEBoolExpr ::= TSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "GOTO" + TrueLab<0>. RULEBoolExpr ::= IdentSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "if (" + Val<1> +"==T) GOTO" + TrueLab<0> + "else GOTO" +FalseLab<0>.

Листинг 9.3.

Правила наследования атрибута Sign приведены на рис. 9.14.


Рис. 9.14.

Программу желательно сформировать таким образом, чтобы else -метка была как раз меткой следующей вершины. Как это можно сделать, следует из следующего утверждения.

Утверждение 9.4. В каждой терминальной вершине, метка ближайшего правого для нее поддерева равна значению атрибутаFalseLab этой вершины, тогда и только тогда, когда значение атрибута Sign этой вершины равно true , и наоборот, метка ближайшего правого для нее поддерева равна значению атрибута TrueLab этой вершины, тогда и только тогда, когда значение атрибута Sign равно false.

Доказательство. Действительно, если ближайшей общей вершиной является AND, то в левого потомка передается Node - Labправого потомка в качестве TrueLab и одновременно Sign правого потомка равен true. Если же ближайшей общей вершиной является OR, то в левого потомка передается NodeLab правого потомка в качестве FalseLab и одновременно Sign правого потомка равен false. Во все же правые потомки значения TrueLab, FalseLab и Sign передаются из предка (за исключением правила для NOT, в котором TrueLab и FalseLab меняются местами, но одновременно на противоположный меняется и Sign).

Эти два утверждения (3 и 4) позволяют заменить последнее правило атрибутной грамматики следующим образом:

RULEBoolExpr ::= IdentSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + (Sign<0> ? "if (" + Val<1> + "==T) GOTO" + TrueLab<0> : "if (" + Val<1> + "==F) GOTO" + FalseLab<0>).

В свою очередь, при генерации машинных команд это правило можно заменить на следующее:

RULEBoolExpr ::= IdentSEMANTICSCode<0>=NodeLab<0> + ":" + "TST" + Val<1> + (Sign<0> ? "BNE" + TrueLab<0> : "BEQ" + FalseLab<0>).

Таким образом, для выражения A OR (B AND C AND D) OR E получим следующий код на командах перехода:

1:7: TST A BNE True2:8:4:9: TST B BEQ 35:10: TST C BEQ 36: TST D BNE True3: TST E BEQ FalseTrue: ...False: ...

Если элементом логического выражения является сравнение, то генерируется команда, соответствующая знаку сравнения ( BEQ для=, BNE для <>, BGE для >= и т.д.), если атрибут Sign соответствующей вершины имеет значение true, и отрицание (BNE для =, BEQ для <>, BLT для >= и т.д.), если атрибут Sign имеет значение false.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1272;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.